Новый сезон в год 65-летия Челябинский театр оперы и балета начинает с полагающейся ему торжественностью. Открыт современный музей, запущена совершенно волшебная музыкальная шкатулка, рядом с которой взрослые превращаются в детей: прозрачный куб высотой три метра, внутри которого вращаются гигантские шестеренки и под знакомую классическую музыку меняются мизансцены, задуман и создан знаменитым челябинским театральным художником Виктором Плотниковым.
Сегодня и завтра — премьера великой оперы Верди.
Опера «Бал-маскарад» — это, что называется, must have, одно их тех классических произведений, которые по умолчанию должны быть в репертуаре уважающего себя оперного театра. В Челябинске «Бал-маскарад» был снят с репертуара 30 лет назад и возвращается на сцену в юбилейный год. Для постановки в Челябинск был приглашен режиссер Мариинского театра Иркин Габитов.
Когда Джузеппе Верди сто пятьдесят лет назад писал свой «Бал-маскарад» (тогда называвшийся «Месть в домино»), он даже не предполагал, какому количеству правок, вплоть до смены места действия, имени и статуса главного героя, а также исторической эпохи, будет подвергнуто его произведение. В разных интерпретациях действие переносилось из Европы в Америку и обратно, из XIX века в середину XX-го, главный герой был то военным чином, то губернатором, то еще бог знает кем.
Режиссер Иркин Габитов, как говорят в театре, очистил оперу от налипшей за столетия шелухи, мусора и режиссерских интерпретаций. Если вы, к примеру, слушали «Бал-маскарад» в Милане или в Париже, Челябинск вам откроет нового Верди, точнее, старого Верди, без ненужных примесей.
Это история губернатора Бостона Рикардо, искренне влюбленного в жену своего друга и соратника Ренато. Рикардо становится жертвой заговора и погибает (как раз на бале-маскараде) от руки того самого друга Ренато, который, узнав о чувствах к его супруге, из друга становится врагом и возглавляет заговорщиков.
Дворцовые интриги, любовь, страсть, предательство, честь, верность, преданность, месть, ярость, расплата, мистика, раскаяние — вот такой набор понятий, местами архаичных, но актуальных во времена Верди, формирует тему оперы.
Сюжет на сцене челябинского театра разворачивается в грандиозных декорациях (художник-постановщик и художник по костюмам — невероятный Вячеслав Окунев). Если это дворец, то осязаемы даже барочные виньетки на величественных колоннах.
Если это порт, где гадалка Ульрике ворожит над зельем, то мы слышим чуть ли не жар огня под огромным котлом и крики чаек над водой.
Если это бал, то платья у дам (пусть появляющихся всего на пару минут!) занимают полсцены. Каждая бусинка, поверьте, занимает каноническое место, а кринолин у юбок такого диаметра, что там при желании может спрятаться младшая группа детского сада.
Все детали подлинны, нарочно лишены условности и тяжелы, как в реальном мире. Продуманность сценографии и такая дотошность дает эффект максимального погружения в классический сюжет. В великой опере, это правда, не может быть мелочей.
Верди написал гениальную музыку. Она передает и страсть, и отчаяние, и ужас, и торжество, и любовную тягу, и гибельное пророчество так, что и переводить с итальянского не надо. Именно поэтому, несмотря на разделяющие нас с героями столетия, рассказанная в опере история звучит и откликается столько лет.
Режиссер Иркин Габитов и талантливый хореограф-постановщик Александра Тихомирова (обладатель медали Франциска Скорины) сделали персонажей не просто носителями неких вечных тем, как обычно случается в оперном искусстве, а живыми людьми. Очеловечили образы и очень четко прорисовали сюжетные ходы, чтобы зритель не расслаблялся ни на минуту.
Это не ходульные образы, обозначенные двумя-тремя грубыми мазками: «я — страдаю», «я — негодую», «я — властелин мира», «я — влюблена» и так далее. Это живые люди, сминаемые противоречивыми чувствами, за которыми очень интересно наблюдать.
Мы следим за логикой поведения каждого из героев, за развитием отношений, не утопая в гимнах то одному чувству, то другому, — при всей красоте и великолепии партий, они не уводят от главной линии.
Филигранная работа солистов, исполнителей главных ролей, несомненно, не останется незамеченной: Павел Чикановский и Алексей Пьянков (два состава в роли Рикардо), Наталья Быстрик и Гузелия Шахматова (Амелия), Дарья Аброськина и Катерина Пыжова (Ульрике) — перекрывая сокрушительную мощь оркестра, каждый поет в своей черед не только главную масштабную арию, но и, не теряя темперамента, вступает на поворотах сюжета в сложный, сбивчивый, изящно выписанный дуэт с другим героем.
Здесь Верди всем предоставил красивый простор для проявления лучших вокальных данных, для демонстрации высококлассной техники сольного мастерства. А Габитов сделал так, чтобы мы услышали авторский замысел и увидели во всем великолепии им задуманную историю о вечно противоречивых страстях и торжествующих истинах.
Премьера спектакля — 2 и 3 октября.