Театр кукол репетирует балет, сюжет которого никак не связан с одноименным произведением Стравинского. Премьерные показы состоятся 23 и 24 октября на сцене ДК ЧЭРЗ, где на время реконструкции поселился театр.

…На сцене девочка с чемоданом в руках. Чемодан живет самостоятельной жизнью, он подпрыгивает и тянет девочку за собой. Там ее куклы, и по законам театра они живые. В какой-то момент кукла из чемодана выскакивает. И мы видим классического Петрушку — главную куклу всех времен и народов. Идет репетиция, остается пара дней до премьеры.


— Катя, вот здесь надо двигаться плавнее. Постарайся руку не забывать правую. Вот так перехвати — и сразу влево. — Репетицию ведет хореограф-постановщик, актер Театра современного танца Степан Баннов.

В этом спектакле нет слов. Все действие рассказывает танец и музыка, причем это не классика, а джаз и рок. Это и называется кукольный джаз-рок-балет — жанр, который Театр кукол пробует впервые.

Степан Баннов, человек, хорошо известный всем, кто так или иначе интересуется современным танцем в Челябинске, тоже впервые решает такую задачу: научить танцевать актеров, которые никогда в жизни не танцевали на сцене и незнакомы с пластическим искусством.

— Саня, постарайся не так деревянно двигаться. Вот тут плие пониже, попробуй? И голову не забывай, нужна шея прямая. И иди на правое плечо, иди! — вот такие примерно указания дает профессиональный танцовщик кукольникам.

Хореограф Степан Баннов второй раз работает с кукольниками

Трудно всем. Степан предельно тактично поправляет актеров:

«Мне нужно, чтобы ты в такт шел, а не мимо музыки»,
«Девочки, тут двигаемся в полном синхроне, вдвоем, вместе, слитно!»,
«И когда ты оборачиваешься, внимательно смотри за рукой, она должна на зрителя работать». 

Рядом в зале главный режиссер Театра кукол Александр Борок:

«Ребята, не надо куклу кидать друг другу, как тряпку. Она должна танцевать у вас в воздухе!»

Репетицию ведет хореограф-постановщик Степан Баннов

«В привычном кукольном театре всё внимание сконцентрировано на кукле, актер — в тени, неважно, как он двигается, условно его не видно. В нашей же ситуации мы видим и куклу, и актера, который играет персонажа. Петрушка — герой, которого артист играет живым планом. И одновременно он ведет куклу Петрушки. Образ должен быть сохранен, его пластика должна быть точной, как бы это ни было сложно в плане координации. Здесь объединяется всё, что только можно. Если танцовщику нужно только слушать музыку и контролировать свое тело, то здесь у актера добавляется еще одна задача — работа с куклой. С ума сойти можно!» —  так Степан Баннов описывал свою новую работу.   




куклы2.jpgМаски кукол еще красят

Итак, Театр кукол решился на серьезный эксперимент: балет. Как родилась эта идея, кто написал музыку вместо Стравинского, что осталось от либретто? С этими вопросами мы обращаемся к Александру Бороку, который все это придумал.

Александр Борок давно хотел поставит балет

— Александр Владимирович, зачем вы заставили кукол танцевать?

— Куклам танцевать — не проблема. Проблема — заставить танцевать актеров. Они же кукловоды у нас, а не…

— …а не солисты балета.

— Да. Это первый такой пластический спектакль в Театре кукол. Но все остальное уже было. Надо же двигаться вперед. У нас был спектакль «Цыганочка» с танцевальными номерами. А здесь — сплошной танец.

— Актеры не говорят, как и в балете?

— Нет, слов нет. Есть танец живых актеров.

— Это вас так вдохновил Театр современного танца?

— Дело не в том, кто вдохновил, — идеи витают в воздухе. И мы не первые, кто делает подобный спектакль. У нас была попытка совместной работы с Театром современного танца Ольги Пона — «Спят медведи и слоны».

— Это спектакль Ольги Пона.

— Да, мы хотели делать его вместе. Но так получилось, что… не случилось. Ничего личного, нет ничьей вины, мы дружим, просто не сложилось.

— А идея осталась.

— Конечно. Я еще тогда предложил «Петрушку» Стравинского, и сейчас к этому своему замыслу и вернулся, почему бы нет. Либретто уже было написано. Потом мы подумали: а зачем нам чужая музыка? Давайте свою напишем. Так получился абсолютно авторский проект.

— Но вы взяли за основу музыку Стравинского?

— Нет, нет.

В нашем спектакле Стравинского нет вообще. Мы собирались его аранжировать, но в конце концов решили, что нет. Мы написали свою оригинальную музыку, наш композитор Андрей Занога. И свое либретто.

— Что же там осталось от балета Стравинского?

— Ничего. Название спектакля. И три главных героя: Петрушка, Арап и Балерина.

— А расскажите, пожалуйста, либретто? Или оно будет на программках напечатано?

— Нет, не будет. Расскажу. У нас главный герой — девочка. У нее три куклы: Петрушка, Арап и Балерина. Балерина пропала. Ее похитили мальчики, которые занимаются с девочкой в танцевальном классе. И вот наша героиня отправляется на поиски куклы. Ее приключения и есть сюжет спектакля. В конце концов ей помогают три большие куклы: Петрушка, Арап и Балерина. И все заканчивается хорошо.

— Это мы поймем сами или надо где-то прочитать?

— Надеюсь, что поймете. Там в общей сложности семь разных петрушек. И наша главная героиня — тоже петрушка. Не внешне, а внутренне.

 
Главная героиня спектакля — девочка с куклой

—  А может быть, было проще пригласить актеров Театра современного танца?

— Нет, это было уже неинтересно совсем. Мне интересно, чтобы наши попробовали.

— Ну для ваших актеров это сложно! Это требует абсолютно новых умений.

— Конечно, сложно.

— Они должны танцевать как люди или как куклы?

— Как куклы и как люди. Им, действительно, очень сложно, не у всех есть хореографическая подготовка. Но они стараются.

— Да, но хореограф Степан Баннов разговаривает с ними на языке танцовщиков.

— Со Степой мы занимаемся второй месяц, он начинал как раз с азбуки. Я просил, чтобы он не слишком их загружал, чтобы движения не смотрелись натужными. Задача — сделать современную хореографию из того, что они могут.


— Почему для вас это было важно?

— Потому что это наши актеры, наш театр. Дальше мы собираемся сотрудничать со Степой Банновым. И если мы выпустим «Петрушку», дальше без Степы мы уже жить не сможем. Это неостановимый процесс.

— Я знаю, что Петрушка вам дорог как символ…

— Нет, он мне не дорог. Да-да, считается, да что Петрушка — сакральный кукольный персонаж, с которого все началось. Хорошо, конечно, это многое значит. Мне было очень интересно соединить театр кукол, который начался с Петрушки, и известный балет. Посмотрим, что получится.

— Для кого этот спектакль?

— Для детей. Прежде всего для детей. Именно поэтому мы не брали либретто Стравинского и написали свое. Точнее, так: для детей с родителями.


— Итак, Театр кукол выпустил мюзикл «Бибигон» в июне, сейчас балет…

— А дальше, я думаю, будет пантомима. С куклами.

Премьера первого в истории Театра кукол балета состоится в эти выходные — 23 и 24 октября. Композитор — Андрей Занога, художник — Захар Давыдов, хореограф — Степан Баннов.