Министр спорта Челябинской области в разговоре с ИА «Первое областное» рассказал о проблемных стройках региона, поддержке спортсменов и команд, готовящихся событиях и о чемпионате страны по киберспорту.
— Наш регион принято считать одним из самых спортивных в стране. Но никогда не говорилось: насколько именно мы спортивны? Сколько спорта в Челябинской области?
— Всего на Южном Урале активно развиваются 120 видов спорта, как олимпийских, так и не входящих в программу игр. Если говорить о министерстве спорта, то в нашем ведении в общей сложности 140 учреждений, из них 133 — спортивные школы и семь центров спортивной подготовки, из которых один — Центр олимпийской подготовки по дзюдо. Всего в них работает более 11,5 тысячи человек — это тренеры, инструкторы-методисты, руководители подразделений, административный, обслуживающий и технический персонал.
— А сколько занимается?
— Около 76 тысяч человек. Это только те, кто занимаются на регулярной основе, принимают участие в соревнованиях, стремятся достигать серьезных спортивных результатов. Около 600 человек — члены сборной России в своих видах спорта. По этому показателю мы уверенно занимаем место в десятке лучших регионов страны. Самые популярные виды спорта на Южном Урале — футбол, тхэквондо, легкая атлетика.
— Тхэквондо? Не хоккей?
— У нас одна из крупнейших и сильнейших школ тхэквондо в России, южноуральцы широко представлены в национальной сборной страны. Вторая по этому показателю — легкая атлетика. Хоккей и единоборства — чуть меньше. Что до популярности, хоккей, конечно, входит в топ-10, но это дорогостоящий вид спорта, и это, наверное, все же сказывается. Хотя, на мой взгляд, самые финансово затратные — это лыжные гонки и горные лыжи. У лыжника хорошего уровня должно быть на сезон порядка 10 пар лыж, пять ботинок, ускорители, мази, все остальное... Очень серьезные траты. Впрочем, как и почти в любом спорте высших достижений. Если же говорить об инфраструктуре, то в общей сложности на Южном Урале насчитывается 4 537 учреждений для занятий спортом. Это и муниципальные, и областные, и частные спортивные объекты. В том числе 560 физкультурно-спортивных комплексов, 990 учреждений различной направленности — фитнес-центры, спортзалы и так далее, 101 плавательный бассейн, 20 крытых катков с искусственным льдом, 136 лыжных баз. Большое и серьезное хозяйство.
— Дорого обходится?
— В общей сложности около 11,5 миллиарда рублей, если считать затраты областного и муниципальных бюджетов, а также частные инвестиции.
— Этого хватает?
— У нас есть одна из главных задач под названием «Подготовка спортивного резерва», есть соответствующие федеральные стандарты, в которых все достаточно подробно прописано. К сожалению, здесь есть определенная проблема, которую мы будем решать.
— Самая дорогая графа затрат, если я правильно понимаю, — не спорт высших достижений, а инфраструктура и ее содержание. Так ли это? Вы упомянули про 101 бассейн, но бассейн бассейну рознь.
— Верно. В это число входит все, вплоть до ванн в детских садах. Бассейнов же олимпийского стандарта в том же Челябинске — считанные единицы. Замечу, что мы надеемся в ближайшие годы удовлетворить спрос на бассейны, который есть в Челябинске, в частности, у жителей Калининского района. Есть хороший проект...
Если же говорить глобально, то есть поручение президента России Владимира Путина, согласно которому к 2030 году в занятия физкультурой и спортом необходимо будет вовлечь до 70 процентов населения области. И если у нас не будет развита необходимая инфраструктура, то достичь этих показателей будет сложно.
По нашим расчетам, в Челябинской области к 2030 году нужно будет построить около 1 000 новых спортивных объектов. Да, среди них есть большие, масштабные сооружения, но в большинстве — это местные, локальные, небольшие объекты: открытые тренажерные площадки, тропы здоровья, площадки для воркаута и так далее. Это выполнимая задача, к тому же они пользуются хорошим спросом у людей. И пандемия COVID-19 это отчетливо продемонстрировала.
— Как пандемия поменяла жизнь наших спортсменов? Как пережили COVID-19?
— Сложно пережили, чего уж там. Ограничения по тренировкам, отмена практически всех соревнований — мы в области провели за прошлый год в три раза меньше соревнований, а ведь отменились и российские старты, куда ездила сборная нашей области, и международные.
Тренировочный процесс — сначала спортсмены тренировались (кто мог) в домашних условиях, связь с тренерами держали по видеосвязи, потом, когда стало чуть легче, — вышли на улицу. Но, тренировки тренировками, можно каким-то образом поддерживать хотя бы минимальную физическую форму.
— А финансы?
— Тут как раз экономия затрат получилась. А вот соревновательный тонус, конечно, был практически утерян. Его можно вернуть только с возобновлением постоянных выступлений.
— Кстати, несмотря на пандемию, нас в ближайший год ждут Олимпийские игры: летние, которые, пусть и без иностранных болельщиков и с задержкой на год, пройдут осенью в Токио, и зимние, которые будущей зимой примет Пекин. Из 600 членов сборной страны по различным видам спорта сколько претендуют на попадание в олимпийский состав?
— На летние игры могут попасть 18 человек, из них восемь человек — паралимпийцы. Если говорить о видах спорта, то это легкая атлетика, бадминтон, дзюдо, тяжелая атлетика, тхэквондо, водное поло.
По зимним играм пока цифры скромнее. Из видов спорта — хоккей, шорт-трек, конькобежный спорт, фристайл. Замечу, что в этих цифрах учитываются и те, кто родился в Челябинской области, и те, кто проходил подготовку на территории региона.
— Возвращаясь к теме инфраструктуры. К сожалению, в последние годы строительство крупных спортивных объектов в итоге превращалось в уголовные дела. А какие объекты были построены вовремя, без замечаний и тем более уголовных разбирательств?
— Без каких-либо проблем был сдан в эксплуатацию тренировочный каток в Магнитогорске, построенный на средства области и Магнитогорского металлургического комбината.
Без серьезных замечаний возвели и сдали физкультурно-оздоровительный комплекс (ФОК) с залом для самбо в Увельском районе, ФОК с искусственным льдом в Миассе. Готовы восемь площадок для сдачи нормативов ГТО (замечу, что по реализации комплекса ГТО наш регион — четвертый в стране по степени вовлеченности людей). Успешно сданы два стадиона в Октябрьском районе и в Чебаркуле.
До конца года у нас еще семь объектов, которые планируются к сдаче в эксплуатацию — это ФОКи в Бредах, Верхнеуральске и в Верхнем Уфалее. С последним были определенные проблемы: он строился под так называемую «канадскую систему» и в итоге пришлось переделывать объект. Еще — ФОК в Еткуле, универсальные спортивные залы в Копейске и в Сосновке, а также стадион в Троицке.
Замечу, что большое внимание строительству спортивных объектов уделяет губернатор Челябинской области Алексей Текслер. Это, конечно, добавляет еще больше ответственности.
— А как дела с теми стройками, которые в итоге обернулись проблемами? Например, лыжно-биатлонный комплекс имени Светланы Ишмуратовой.
— По этому, можно сказать, многострадальному объекту история следующая: в свое время областью были вложены серьезные средства в строительство. Подрядчик, к сожалению, своих обязательств не выполнил, есть ряд уголовных дел. К сожалению, кроме собственно вопросов качества уже построенного, возникли и вопросы по проектным решениям. Когда на стадионе побывал Алексей Леонидович Текслер, было дано четкое поручение доработать трассы вместе со специалистами в том числе Минспорта России, так, чтобы они соответствовали всем международным требованиям, категориям и так далее. А также довести инфраструктуру объекта до уровня, позволяющего проводить соревнования самого высокого уровня. Конечно же, мы позвали ведущих специалистов и получили от них рекомендации. Большой список. В меньшей степени он касается трассы, в большей — оптоволоконных линий и других сугубо инфраструктурных моментов.
К сожалению, пока не будут приняты и не вступят в силу ряд решений судов по итогам всех разбирательств и «уголовок», регион не имеет никакого права вкладывать дополнительные средства в доводку объекта до готовности.
— Еще один печально прославившийся объект — центр шорт-трека.
— И проблемы с тем же подрядчиком, что и в Златоусте. И тоже есть уголовные дела. Но в этом случае все несколько проще. Есть определенная вещи, которые надо доделать, и мы надеемся, что совсем скоро там начнут заниматься дети.
— Третий крупный подобный объект — возводящийся на базе КСК «Рифей» центр современного пятиборья.
— И опять тот же самый подрядчик, что и в Златоусте и в случае с шорт-треком. Там строятся плавательный бассейн и универсальный игровой зал. В середине прошлого года был разорван контракт с подрядчиком, заключили новый. На объект пришли профессионалы. Сейчас дела обстоят так: вовсю возводится игровой зал, а вот строительство бассейна остановлено, он заново проходит главгосэкспертизу, поскольку были выявлены грубые строительные ошибки. Прохождение экспертизы ожидаем в июле этого года.
— Самая давняя история — Центральный стадион в Челябинске, реконструкция которого началась еще в середине 2000-х и до сих пор не закончена. Может, его проще снести и построить всё заново?
— Сносить точно никто не будет. За прошедший год выполнены фасады на стадионе, остались внутренние работы по подтрибунным помещениям. Единственная, но очень серьезная проблема — плачевное состояние Северной трибуны, которая, если вы помните, единственная в своей основе имеет конструкции старого, советских времен, стадиона, и на которые «навесили» новые конструкции и фасад. Проектные решения обсуждаются, и мы совместно с администрацией Челябинска к определенным решениям придем. Но понятно, что для завершения реконструкции потребуются значительные финансовые вливания.
— К сожалению, завершает свою жизнь спортивный комплекс «Полёт». Есть ли ему замена?
— На самом деле есть. Один частный инвестор на свои деньги построил в районе поселка Карпов Пруд зал с современным покрытием, сейчас мы для гандбольной команды «Динамо» арендуем его, чтобы она там тренировалась.
— В прошлом году в Челябинске начали строить региональный Центр олимпийской подготовки по хоккею...
— Он идентичен в своих проектных решениях тому объекту, который был построен два года назад в Екатеринбурге. У меня нет сомнений, что он введется и будет достроен до конца года. А еще до конца 2022 года будет построен тренировочный каток для ХК «Трактор», рядом с главной ареной. Это сильно упростит логистику при проведении крупных спортивных соревнований. Например, тренировочная база при проведении чемпионата России по фигурному катанию была во Дворце спорта «Юность».
— Кстати, о «Юности»: оттуда «ушел» автовокзал. Будет ли как-то меняться профиль работы этого Дворца спорта? Тем более в городе попросту нет универсального зала игровых видов спорта, и от этого страдают сразу несколько наших команд, способных выступать на высоком уровне.
— По вопросу универсального игрового зала мы разговаривали с заместителем главы Челябинска Владимиром Шамне. В администрации города в ближайшей перспективе рассматривают новое строительство, есть план по введению этих объектов в перспективе двух-трех лет.
— Недавно в медиа звучала тема строительства в Челябинске центра экстремальных видов спорта.
— Да, это планы группы компаний «Ариант». Есть даже эскизы. И если это будет реализовано, то, поверьте, будет очень круто для тех видов, которые недавно стали олимпийскими — например скейтбординга и скалолазания. А еще — хорошая точка притяжения для молодежи.
— Когда откроется ледовая арена в Озерске?
— Строительство идет серьезными темпами. В планах — сдать объект в эксплуатацию до конца 2021 года.
— Есть и еще один проект — возведение хоккейного комплекса «Трактор» в Аше.
— Это очень интересная задумка — сделать там тренировочную базу, чтобы хоккеисты системы «Трактора» при необходимости могли тренироваться, проводить сборы в регионе, не выезжая за границу. Место выбрано не случайно, это почти среднегорье, что необходимо для хорошей предсезонной подготовки. И для Аши это тоже будет очень мощным подспорьем.
— Эта инфраструктура рассчитана не только для команд «Трактора», но и будет иметь возможность зарабатывать на приезжих спортсменах?
— Вообще мы стремимся к тому, что каждый спортивный объект должен зарабатывать. Пусть порой совсем немного, но к этому надо идти. И — шире: каждый вид спорта, который культивируется в нашей области, люди, которые этим занимаются, должны понимать перспективы развития. Спортивные, экономические, кадровые...
Если говорить о региональных спортивных федерациях, то из 120 развиваемых в регионе видов спорта 96 являются официально аккредитованными. Из этого числа только около 50 действительно занимаются реальной деятельностью. И мы ощущаем острую необходимость перезапустить формат сотрудничества с федерациями. В частности, собираемся вводить целевые комплексные планы на ближайшую четырехлетку. Именно для понимания их развития.
— Вопрос в том, что они создают медийный или спортивный продукт?
— Региональные федерации занимаются развитием вида спорта. Мы заинтересованы в том, чтобы в сборных командах страны были широко представлены южноуральские спортсмены. Мы и так входим в десятку регионов РФ, делим восьмое-девятое место по этому показателю. То же самое касается спортивных клубов, в частности команд, выступающих на профессиональном уровне. Для их развития по инициативе губернатора был учрежден Фонд поддержки спорта Челябинской области. Но главное — каждый из клубов для начала должен определиться, чего же именно он хочет, в какую сторону развиваться, к каким результатам объективно стремиться и как обеспечивать свое развитие.
Если у клуба, например, есть планы по выходу в лигу выше — то это требует дополнительных финансовых затрат. Хотят получить дополнительные деньги — должны показать свое софинансирование, а не просто ждать, что областной бюджет закидает их финансами. Покажите свою деятельность по привлечению внебюджетных источников, по созданию качественного продукта, не только спортивного, но и, например, медийного. Увы, не все это понимают.
— Почему? В чем проблема?
— Порой даже в нежелании этим заниматься. Некоторые стараются привлекать внебюджетные источники, некоторые нет. У кого-то вообще нет понимания. Но реальность состоит в следующем: команды, как и федерации, должны начать шевелиться. Есть серьезные планы поддержки и индивидуальных видов спорта.
— Несмотря на пандемию в прошлом году Челябинская область приняла два чемпионата России — по легкой атлетике и по фигурному катанию...
—...И провела их на высочайшем организационном уровне! А в этом году уже приняли несколько крупных соревнований по зимним видам, в том числе этапы Кубка мира по фристайлу и сноуборду. Первый, по оценке Международной федерации этого вида спорта, был признан лучшим этапом Кубка мира в истории. Губернатор и международная федерация договорились, что 4 и 5 марта 2022 года мы, скорее всего, проведем сдвоенный этап.
— Каких еще крупных соревнований ждать на Южном Урале в нынешнем году?
— Чемпионат России по боксу среди женщин, а также так называемые контрольные прокаты по фигурному катанию. В Челябинске соберутся все фигуристы сборной и покажут зрителями свои программы, с которыми будут выступать на крупных международных стартах.
Кроме того, пройдет серия Кубков Губернатора. Уже состоялись соревнования по горным лыжам и кикбоксингу, в апреле будет по спортивным бальным танцам, плюс рассматриваем проведение Кубка Губернатора по водному поло и традиционный Кубок по хоккею.
Плюс, пожалуй, одно из самых интересных событий — чемпионат России по киберспорту, который мы планируем провести в конце мая. Вы, наверное, знаете, что уже несколько лет киберспорт признан в нашей стране видом спорта, и он имеет все официальные атрибуты, вплоть до системы спортивных разрядов и званий. В настоящее время организационным комитетом совместно с Федерацией компьютерного спорта России ведется активная подготовительная работа.
Что же до собственно чемпионата — мы уже около полугода готовимся к нему. У этих состязаний обширная аудитория, около 40 миллионов человек по всему СНГ. Определена площадка — это ДС «Юность», там установят все компьютеры, LED-экраны для трансляций, будет оборудование для трансляции в интернете. Уверен, все будет на высшем уровне.