С начала учебного года прошел только месяц, но многие родители уже мечтают о каникулах — да, именно родители, ведь они нередко считают, что успеваемость ребенка в школе в немалой степени зависит от их непосредственного участия и потому стремятся помочь с выполнением домашнего задания. И не просто помочь, а сесть рядом и делать вдвоем уроки. Так ли необходимо подобное «надзирательство» и чем оно чревато для детей и родителей, разъясняет педагог-психолог высшей категории Жанна Кулькова.

«Школа, уроки, домашняя учебная работа — большое испытание не только для детей, но и для родителей. „Школьные годы чудесные...“ — песня, которую, к сожалению, напевают далеко не все. Родителей к высоким достижениям, к успеху ребенка в школе подстегивают сегодня и их личные амбиции, и, возможно, собственные несбывшиеся надежды на успех, и общая тенденция в современном мире. „Из каждого утюга“ провозглашается значимость личных достижений, озвучиваются разнообразные рейтинги. Культ успешности, первенства, достижений любой ценой. И родители торопятся, боятся не успеть, подгоняя своих детей», — говорит специалист.

Родителям, как никому другому из окружения ребенка, важно правильно оценить и рассчитать возможности сына или дочки.

«Когда сын делает уроки один, он совершает много ошибок, а писать сначала в черновик, чтобы у меня была возможность проверить, он не хочет, поэтому домашнюю работу выполняем вместе. Честно — не всегда хватает терпения и самообладания», — делится мама второклассника Ирина.


Если очень хочется помочь, подсказать, поправить, но ребенок относительно успешно справляется без вас, спросите себя: «Зачем я это делаю?». Часто родители идут на такой шаг потому, что им просто нечем больше заняться или хочется показать себя успешным перед отпрыском. Конечно, в 30 лет человек может быстрее справиться с задачками для второклассников. И здесь взрослым нужно понять, что учится все-таки ребенок и преподаватели оценивают результаты именно его трудов и стараний.

«Еще одна из проблем современных родителей — подмена учителя. Все знают, как учить и как лечить. Шутка. При этом профессионально это делают именно учителя и врачи. И это не шутки! На профессиональную подготовку, на приобретение нужного опыта и квалификации уходят годы, тратятся материальные и моральные ресурсы. Учителя знают и умеют, чему и как учить наших детей. Не стоит относиться к этому с пренебрежением. Доверяйте профессионалам, взаимодействуйте с ними. Когда появляется сомнение, тревога, неуверенность в своем ребенке, общайтесь с педагогом. В подавляющем большинстве случаев педагог заинтересован в ученике, хочет и может помочь. Замалчивание трудностей в последующем только усиливает напряжение. Решайте проблемы по мере их поступления с грамотными людьми», — советует Жанна Кулькова.

Когда мы решаем несвойственные нам задачи, мы напрягаемся, нервничаем, переживаем и, как следствие, ведем себя с окружающими неадекватно, зачастую конфликтуем и срываемся на близких. Родители свои взрослые вопросы в ежедневном напряженном режиме решают с трудом, а если приходится еще и брать на себя роль репетитора, домашнего учителя, то совсем выдыхаются. И кому достается? Конечно, ребенку! Родительские группы и чаты переполнены анекдотами и мемами о неадекватных родителях, орущих — и того хуже — на своих детей. Но это далеко не смешно. Ребенок, запоминая, с какой нервотрепкой связано выполнение учебной работы, будет скорее избегать, просто ненавидеть ее. А нам всем хотелось бы, чтобы дети учились с желанием, хотели ходить в школу и САМИ делали домашнее задание.


«Моя дочь делает уроки сама, а я проверяю по итогу. Вместе мы только читаем. Я объясняю ребенку, что я свое отучилась, а ее обучение нужно в первую очередь ей и ее двойки — это только ее двойки, и только ей их исправлять. Помочь я готова, но сидеть с ней над уроками не собираюсь», — строго высказывается мама первоклассницы Валерия.

Если в семье есть оба родителя и старшие братья/сестры, можно попросить помощи, чтобы «разгрузиться». Если же родитель один на один с монстром по имени «школьные проблемы и домашние задания», то для сохранения собственного психологического здоровья и благополучия ребенка стоит попробовать несколько техник.

«Посмотрите в окно, и не просто посмотрите, а увидьте, разглядите, что там происходит, кто и что делает, как жизнь идет. Жизнь действительно идет, и она состоит не только из школьных занятий. Также помогает движение — ходите, выполняйте простые действия, нагрузка на тело переключает наши мысли, отвлекает нас», — рекомендует педагог-психолог высшей категории Жанна Кулькова.

Независимо от того, делаете вы с ребенком уроки или нет, вам важно вовремя приводить себя в рабочее состояние — так родители показывают пример своим детям. Вселяют в них уверенность, что со всеми трудностями можно справиться, что люди сильны духом. Об этом также важно разговаривать с ребенком. И помните, что вы любите свое чадо не за пятерки и прилежное поведение, а безусловно — за то, что оно есть.