Пристрастие к курению и выпивке в быту часто называют вредными привычками. Но специалисты считают, что такой термин маскирует сложную проблему, потому что употребление психоактивных веществ очень опасно. Особенно для детей и подростков. Почему несовершеннолетние начинают пить и курить, а также как вести себя в такой ситуации родителям — в интервью ИА «Первое областное» рассказала главный детский нарколог Челябинска, заведующая наркологическим отделением для несовершеннолетних Челябинской областной клинической наркологической больницы Ольга Трубина.
— Что мы подразумеваем под «вредными привычками»?
— Вредные привычки — это бытовой термин. Более научный — вовлечение в употребление психоактивных веществ. В народе вредными привычками считают употребление алкоголя и курение. У врачей такого термина нет. Для нас это рискованное поведение. Есть факторы риска: употребление алкоголя и употребление никотина. Этот бытовой термин маскирует сложную проблему. Нужно четко понять, что за «немножко покурил» или «немножко выпил» скрывается слишком легкомысленное отношение к здоровью.
— В каком возрасте дети втягиваются в употребление алкоголя и никотина?
— Могу говорить лишь касательно тех, кто непосредственно к нам обращается за медицинской помощью, поэтому выборка не совсем статистически верная. Мы отслеживаем момент вовлечения в употребление, разматывая назад историю болезни. Дети могут попробовать алкоголь и сигареты уже в 7—8 лет. В основе раннего приобщения к употреблению психоактивных веществ часто лежит психическое неблагополучие, вплоть до серьезных психических заболеваний. Кроме того, ребенок может начать употреблять психоактивные вещества в подростковом возрасте, в 12—15 лет, — в период кризиса, отрицания и оспаривания родительского авторитета, погружения в среду сверстников, а среда бывает разной. К наркологу, к сожалению, обращаются часто слишком поздно. Первые пробы алкоголя и никотина, как правило, дети от родителей скрывают. Родители могут очень долго о проблеме не знать, пока у ребенка не сформируется зависимость от того или иного вещества. Бывает и такое, что об употреблении ребенком психоактивных веществ родители узнают впервые на приеме у нарколога, когда те приходят за справкой, например.
— Часто ли родители приводят своих детей к наркологу и в каких случаях?
— Сами родители приводят детей к наркологу в исключительных случаях. Не берем в расчет медосмотры с получением справки. Чаще — когда подростка, например, задержал наряд полиции за употребление, после составления административного протокола и рекомендации обратиться к наркологу. Семья о проблеме часто узнает в последнюю очередь.
— Как пьянство родителей влияет на детей?
— Бывает, что ребенок, проживающий с пьющим родителем и пострадавший от этого, приобретает психологическую устойчивость и решает, что делать этого никогда не будет. Но это не значит, что далее жизнь ребенка складывается благополучно. Существуют анонимные сообщества взрослых детей алкоголиков. У таких людей есть эмоциональные проблемы, у них нарушена адаптация в социуме. Есть случаи, когда ребенок пьющего родителя, с которым сложились хорошие отношения, очень любит, начинает ему подражать во всем, в том числе и в отношении к алкоголю. Дети могут со стола родителей допивать, когда взрослые в алкогольном опьянении спят. Третий вариант: ребенок, отрицая алкоголь, начинает употреблять другие психоактивные вещества, наркотики. Родители могут и вовсе не употреблять психоактивные вещества, но если они не удовлетворяют эмоциональные потребности ребенка, отвергают его, не проявляют заботы о нем, не поддерживают, то ребенок пойдет искать это всё на стороне, в свою компанию, где и может произойти вовлечение в употребление никотина или алкоголя, других психоактивных веществ.
— В каких случаях дети с большей вероятностью вовлекаются в употребление алкоголя и никотина?
— По статистике обращений за медпомощью в стационаре, больше 80% госпитализированных детей имеют отягощенную наследственность. Их биологические родители употребляли алкоголь. Нередко первая встреча с психоактивным веществом происходит у таких детей еще в утробе матери.
— Правы ли родители, которые сами дают алкоголь детям под предлогом «лучше дома, под присмотром»?
— Нет, не правы, такие родители сами становятся инициаторами вовлечения детей в употребление алкоголя, приближают момент встречи с ним. Ребенок воспринимает это как разрешение к употреблению. Родители недооценивают свою роль в данном вопросе и как будто дают отмашку, что «тебе можно». На самом деле с родителями тут нужно работать, чтобы они задумались, почему у них возникло такое желание инициировать употребление. Это опасно.
— Когда и как лучше начать говорить с несовершеннолетним о вреде алкоголя и сигарет?
— Напрямую говорить об этом я не рекомендую. Мы фиксируем внимание ребенка на той теме, которой он еще пока не озабочен. В нашем этносе есть прекрасные примеры, как наши предки через сказки предупреждали о последствиях употребления психоактивных веществ, вообще о том, чего не следует делать. Например, сказка про Аленушку и братца Иванушку — чем вам копытце не рюмочка? «Не пей, братец Иванушка, из копытца, козленочком станешь…». Рассказывание историй про мальчиков и девочек, похожих на ребенка в похожих ситуациях, очень экологично и подходит в плане профилактики. Ведущий способ получения информации — образный ряд. Даже в подростковом возрасте лучше доводить нужную информацию иносказательно. Напрямую подростки могут воспринять информацию как обвинение или подозрение. Можно с ребенком по окончании рассказа обсудить: как бы он повел себя на месте героя в той или иной ситуации. Говорить напрямую, что выпивать или курить — это плохо, не работает.
— Что делать, если ребенок уже попробовал запрещенное?
— Во-первых, сдерживать эмоции, оставаться в состоянии спокойствия. Эмоционировать — не конструктивно. Любое проблемное поведение ребенка нужно изучить, оценить факторы, которые способствовали ситуации, и понять, в чем необходимо укрепить ребенка. Это диагностический момент. Взрослые в семье могут посоветоваться между собой или с доверенным лицом, обратиться к специалистам в области психологии и воспитании ребенка — психологу, психотерапевту. Неправильно — наказывать, отбирать что-то или заставлять выкурить пачку сигарет за раз.
— Как вы относитесь к детскому шампанскому и жевательным конфетам в форме сигарет?
— Отрицательно. Это маркетинговая технология воспитания будущего потребителя алкоголя и никотина, по сути это вовлечение в употребление психоактивных веществ детей под красивым предлогом. Чем раньше поведенческий стереотип сложится, тем больше вероятность, что ребенок, повзрослев, станет посетителем алкомаркетов и табачных киосков. Это опасные игры. Родитель включается в эту игру и становится инициатором втягивания собственного ребенка в употребление. Хочет ли он этого? Прежде чем покупать все это, нужно себе задать вопрос: что хотим получить в результате? Если ребенок демонстрирует сцены употребления — это первый звоночек, нужно понять, откуда у него такой интерес. Если ребенок в игре начинает курить палочку — это тоже звоночек для родителя. Значит, есть в окружении ребенка человек, которого он романтизирует и готов ему подражать.
— Что делать родителям, которые не злоупотребляют, но могут позволить себе сигареты и алкоголь, при этом не хотят вовлечь в это детей?
— Таким родителям можно посоветовать изменить свой образ жизни. В чем тут подвох? Он знает, что курить и выпивать нехорошо. Не хочет, чтобы так вели себя его дети. Но! У такого родителя есть и чувство вины, которое он не осознает. Это влечет за собой искупительное поведение, нарушение стиля поведения с ребенком, манипуляции со стороны ребенка. Может быть и другой вариант. В последнее время нам все более становится заметным следующий факт: родитель, имеющий проблему с алкоголем или никотином, проецирует ее на ребенка и устанавливает чрезмерный контроль за ним, подозревает в употреблении и тем самым только закрепляет проблему. Потому совет: отказаться от алкоголя и никотина, решить свои собственные психологические проблемы и восстановить нормальные функциональные отношения в семье.