В 2010-х годах в Челябинске были изданы школьные ученики по краеведению для 6, 7, 8 и 9-х классов, а также серия «Моя малая родина» для начальной школы. Обе серии довольно уникальны: далеко не каждый регион России располагает таким системным курсом по локальной истории, написанным учеными для школьников. Планировали выпустить учебники и для старших классов, но не успели.
В 2018 году в России изменился образовательный стандарт, и уроки краеведения были исключены из обязательной программы. Учебники списаны в архив и тихо хранятся в школьных библиотеках. Разговор о курсе краеведения в школах возобновился в связи с днем рождения Челябинской области и новым региональным историко-культурным стандартом, разработанным в Челябинске.
Главный редактор челябинской серии учебников по краеведению, доцент кафедры истории России и зарубежных стран ЧелГУ, руководитель Ассоциации учителей истории и обществоведения Челябинской области Вячеслав Кузнецов считает, что 6—8 уроков краеведения в год и одна строчка об истории родного края внутри общего курса по истории (или общего курса по географии, по биологии) — это катастрофически мало.
Это атлас по истории для 5—9-х классов, к нему прилагались и контурные карты (Серия учебников вышла в издательстве «Абрис»)
«Это была большая, вдохновенная работа коллектива ученых всех челябинских университетов. Свои главы писали Светлана Зданович, Андрей Рыбалко, Любовь Шевченко, Николай Виноградов, Марина Потемкина, Николай Антипин, Галина Трифонова — этнографы, археологи, искусствоведы, географы, историки… Это серьезный труд, изложенный понятным, увлекательным детским языком. 123 школы Челябинской области были отобраны в качестве пилотных для этого курса, и мы получали от ребят очень хорошие отзывы. „Какой у нас интересный край! Какой он красивый, какая у него история!“ — так писали дети в анкетах», — рассказывает Вячеслав Кузнецов.
Издана серия учебных пособий и для младшей школы (издательство «Абрис»)
«Дети не изучают историю края. Шесть — восемь часов на весь школьный курс — это ничего. Да, локальные темы интегрированы в общий курс по предмету. Ну и что? Это ничтожно мало. Должен быть полноценный курс о литературе, природе, экономике, географии, национальностях, культуре Южного Урала. О какой локальной идентичности мы говорим, если нет мифов, усвоенных с детства? Спросите любого: вам назовут Аркаим и Танкоград. А между ними пропасть в четыре тысячи лет. В массовом сознании не сформированы красивые истории, связанные с родным краем. Между тем их множество: Пороги в Сатке, россыпь озер, золотые долины, кочевники, редкая наскальная живопись (подобная только во Франции и в Башкирии), атомная история и первый реактор, создание ядерной бомбы… Каждый из сюжетов можно дорастить до полноценного мифа и сделать локальной идентичностью, чтобы люди гордились местом, в котором живут», — убежден историк, заместитель директора Объединенного архива Челябинской области Николай Антипин.
Сейчас изучение истории Челябинской области, по сути, отдано на волю учителей: эти темы можно изучать только на дополнительных занятиях, факультативно, по желанию. Понятно, что никакой системной работы таким образом не сложится. Упомянутые выше учебники по краеведению сейчас востребованы только педагогами-энтузиастами и учениками, которым задали реферат или подготовку интерактивной игры.
Ведущий библиотекарь отдела краеведения Челябинской областной универсальной научной библиотеки Александра Базаева отмечает рост популярности серии учебников об истории родного края, так как темы изложены популярным, доступным языком и информация выстроена очень четко.
Учебники и учебные тетради, выпущенные издательством «Край Ра» для начальной школы в серии «Моя малая родина» (в том числе раскраски «Путешествие по родному городу» на английском, татарском, китайском языках)
«Такого отдельного предмета, как краеведение, никогда в наших школах и не было. Всегда был (и есть) региональный компонент в других обязательных предметах, всегда была (и есть) внеурочная деятельность, кроме того, в Челябинской области есть методическое региональное пособие для изучения местной истории. В школах преподается ровно то, что входит в государственный образовательный стандарт. Этого вполне достаточно», — прокомментировала заместитель министра образования Челябинской области Елена Коузова.
Разговоры о локальной идентичности, знании истории родного края и о развитии внутреннего туризма неизбежно возникают в дни празднования исторических событий или по политическим поводам. Нет человека, который сомневался бы в важности патриотических ценностей и спорил бы с тем, что эти ценности закладываются в детстве.
«В один момент мифы не формируются, и патриотизм не возникает на пустом месте, по щелчку. Нужно, чтобы сформировалось и выросло поколение. И эффект того, что в школах нет истории родного края, мы видим сейчас по оттоку из области. Конечно, не хватает системы, целенаправленной работы, чтобы синтезировать и красиво увязать разные потоки: от гастрономии до туризма, от синташтинской колесницы до атомного проекта. Нужно снимать фильмы, ставить спектакли, устраивать фестивали, туристические маршруты и активности, открытые лекции… Пока все, что делается в этом направлении, двигают энтузиасты», — полагает историк Николай Антипин.
Кадр из фильма «Аркаим. Колесница времени» (реж. Дм. Васильев, телеканал «Моя планета», 2022)
История боевой синташтинской колесницы бронзового века могла остаться незамеченным экспериментом челябинских археологов. О нем написали бы в специализированных журналах и обсудили бы на серьезных научных конференциях. Только благодаря фильму «Аркаим. Колесница времени», снятому телеканалом «Моя планета», и серии премьер по области и в Москве, благодаря массированной пиар-компании челябинцы усвоили и поверили, что именно здесь, на Южном Урале, изобрели первую в мире боевую колесницу, даже раньше, чем в Древней Греции.
Такая же красивая история, по-хорошему, должна сложиться и о строительстве первого ядерного реактора, и об ученых-атомщиках, и о первой в России электростанции на Порогах, и о горнозаводской цивилизации, и о золотопромышленниках, и о древних племенах, тут формировавшихся, и о Челябинском метеорите, легенда о котором так и застыла во фразе «жидкий лед, твердый газ»… Словом, есть десятки достойных сюжетов, которые любой житель Челябинской области должен пересказывать легко и с гордостью, отвечая на вопрос: «А что у вас тут интересного?» — любому другу в любом городе земли.