В списке — кино и сериалы, которые были официально представлены в России в этом году. Про монастырь, материнскую любовь, тигров, индийские танцы, безумные вечеринки и катастрофы, личные и не очень.

«Монастырь», сериал, 6 серий, реж. Александр Молочников, 2022 год, 18+


Кадр из сериала

Бесшабашная Маша (Настя Ивлеева) отрывается в Эмиратах за счет своей подруги, жены миллиардера. Одна из вечеринок выходит из-под контроля, и Маша спешно бежит в Россию. Впрочем, на родной стороне ей тоже не рады. Так что девушка снова бежит до потери сознания. А приходит в себя уже в монастыре, где распоряжается потрясающе спокойный, влиятельный и далеко не безгрешный отец Варсонофий (Филипп Янковский). Девушка пытается вписаться в чужой монастырь (и в новую жизнь) со старым своим уставом, а монах шаг за шагом демонстрирует поп-зрителям, что служение Богу — это не обеты, земные поклоны и ворчливые старушки со свечками, а человеческое отношение к себе и окружающим.

Режиссер Александр Молочников сопровождает старомодные церковные обряды клубным дабстепом (а где-то голосами солистов хора Сретенского монастыря в электронной обработке), делает отдельную звуковую дорожку 18+, которую можно выбрать в настройках, частенько направляет взгляд камеры снизу вверх, а некоторые сцены и вовсе превращаются в отсылки на известные картины, клипы и обложки пластинок.

Сериальчик понравится даже тем, кто не воспринимает Настю Ивлееву и церковную тематику. Как минимум потому, что в касте есть робкий послушник Марк Эйдельштейн, типичный подросток в совсем нетипичных обстоятельствах.

Кстати, РПЦ сериал не понравился. Минкульт отказался выдать проекту прокатное удостоверение. Правда, зачем оно сериалу, который идет на цифровых платформах?

«На Западном фронте без перемен», драма, Германия, Эдвард Бергер, 2022 год, 16+

Что книжка Ремарка, что лента Бергера одинаково подробно, жутко и достоверно описывают войну. Со скрупулезностью хирурга Бергер показывает, как государственная машина пропаганды и войны перемалывает молодых парней в пушечное мясо, как школьники превращаются в стариков и как навсегда внутри что-то надламывается в момент, когда тебе выдают «новенькую» военную форму, срывая с рукава нашивку предыдущего владельца.

Первая немецкая экранизация главного пацифистского романа XX века — это страшное, но очень важное кино, которое у кого-то вызовет бессильную злобу и отчаяние. А те, кто помоложе, растерянно будут мямлить вслед за героем: «как-то не так я себе это представлял».

«Ника», драма, реж. Василиса Кузьмина, 2022, 16+


Афиша фильма

Это не режиссерская сказка о гениальном ребенке гениальной страны. Это драма о девочке, которая слишком рано проснулась знаменитой. В 8 лет выходит первый сборник стихов Ники Турбиной, в 10 лет девочка получает «Золотого льва» Венецианской биеннале, в 12 — едет в США, встречаться с Бродским. А теперь ей 27, вокруг Россия, стихи больше не пишутся, на душе тоска. Она еще только догадывается, что жить осталось всего-ничего. И вот об этих догадках снимает свой фильм Василиса Кузьмина.

Флешбэками возникают сцены из прошлого: мать, чужие стихи, развязные вечеринки. А вдруг Ника вот сейчас влюбится и сможет жить нормальной жизнью? Но нет, показалось.

Примечательно, что наследники и правообладатели Турбиной категорически против любых фильмов и запрещают использовать в экранизациях стихи и личные документы.

«Улей», драма, Косово, реж. Блерта Башолли, 2020, 16+

Фария — сильная и молчаливая женщина из крошечного села в Косово. В руках Фарии — дети, свекр-инвалид, большое хозяйство. Муж, как и тысячи мужчин вокруг, погиб во время военного конфликта. Официальной бумаги нет — строптивый свекр запрещает делать ДНК-тест, чтобы подтвердить смерть сына. И жить дальше невестке тоже запрещает — патриархальный уклад этой страны никто не отменял. Тайком Фария курит, учится водить машину и создает свой маленький бизнес. Вопреки традициям, родственникам и мощной мужской диаспоре.

Этот фильм мог бы стать феминистическим вызовом, но он немного о другом — о сильных и молчаливых женщинах, которые просто учатся жить дальше, преодолевая боль.

«Улей» — режиссерский и сценарный дебют Блерты Башолли, который на кинофестивале в Санденсе взял три главные награды, а потом попал в шорт-лист премии «Оскар». Мир увидел «Улей» в 2021 году, до России фильм добрался в мае 2022-го.

«Черный ящик», триллер, Франция, реж. Ян Гозлан, 2021 год, 16+



Во французских Альпах разбился самолет. 300 пассажиров, 16 членов экипажа, все мертвы. Гениальный акустик-аналитик Матье получает для анализа черный ящик. И кажется, причина катастрофы найдена. Но схема ломается из-за одного телефонного звонка.

«Черный ящик» — дотошный французский детективный триллер о том, как один очень принципиальный человек может разрушить ладную коррупционную схему огромной авиакомпании. Даже если это будет стоить ему будущего.

«Мама, я дома», драма, реж. Владимир Битоков, 2022 год, 18+

Тоня живет в Нальчике и водит троллейбус. Ее сын Женя уехал служить в Сирию по контракту и не вернулся. Тела нет, есть только справка о смерти и 5 миллионов рублей компенсации — бешеные деньги по местным меркам! Женщина не сдается и начинает поиски пропавшего сына. Она протестует, обивает пороги, митингует до тех пор, пока в ее квартире не появляется парень. Вроде похож на Женю, но все-таки не он.

Владимир Битоков — выпускник сокуровской мастерской. Так что и снимает как учитель — вдумчиво, подробно, с длиннотами и повышенным чувством ответственности за душу человека. Но при этом «Мама, я дома» — не тягучая и до последнего звука трагическая история, а вполне себе «голливудская» драма в духе «Трех билбордов на границе…».

На первых ролях — Ксения Раппопорт и Юрий Борисов, если для вас это имеет значение.

«Нулевой пациент», сериал, реж. Сергей Трофимов, Евгений Стычкин, 2022 год, 16+


Кадр из сериала

Еще один проект, в основе которого реальные события ушедшей эпохи. Или не ушедшей? Внезапно история про вспышку ВИЧ в СССР даже в рекламе не нуждалась. В новостях и так уже плотненько обсуждали тот факт, что Россия занимает лидирующие позиции по распространению вируса, которого нет.

Фабула такая: 1988 год, молодой врач в Элисте подозревает, что часть пациентов из детского отделения заражены ВИЧ. Коллеги высмеивают непопулярный диагноз, а медик тайком отправляет анализы в столичную лабораторию. А потом ему предстоит найти источник — «нулевого пациента», который «штампует» все новых и новых жертв.

При всех огрехах каста и недорого монтажа сериал берет свое темой, углом зрения на проблему и, чего уж тут, идеологической нестабильностью. После просмотра точно будет о чем поговорить и поспорить.

«Корона», сериал, Netflix, Питер Морган, 2016—… 16+

Эпическая сага от Netflix о королевской семье, Елизавете и ее демонах. Сериал растянулся уже на шесть сезонов, но именно в этом году как никогда популярен.

«Неличная жизнь», сериал, Premier, реж. Максим Пешков, 2022 год, 16+


Кадр из сериала

Вы можете ханжески губы поджимать, но без смеха наблюдать, как провинциальная семейка в срочном порядке зарабатывает 50 миллионов рублей, — просто невозможно.

Значит, живут себе люди, звезд с неба не хватают и еле сводят концы с концами. И вдруг оказываются должны запредельную сумму денег главному городскому бандиту. Чтобы вернуть долг, эти незамысловатые люди начинают… снимать домашнее порно.

В касте — Елена Лядова и Максим Лагашкин, которые выглядят потрясающе неподходяще, а оттого и смешно. Простенькие и витиеватые шутки это порно-действие подпитывают на ура.

«Джейн глазами Шарлотты», документальный, реж. Шарлотта Генсбур, 2021 год, 16+

Одиозная Шарлотта Генсбур снимает home-видео о своей матери, актрисе и певице Джейн Биркин. Они вместе завтракают в оранжерее фамильного дома, валяются в кровати, гуляют по берегу моря, танцуют и поют, навещают квартиру Сержа Генсбура и не только. Между делом Шарлотта спрашивает у матери что-то про любовь, песни и счастье. В фильме много личных подробностей и деталей, которые делают зрителей буквально соучастниками и гостями дома Биркин. Вот раскатывают тесто, а вот пепельница стоит. Можно смотреть на цветы за стеклянной дверью или примерить садовые сапоги, в которых Джейн выходит к своим розам.

И знаете, очень важно ухватить себя в конце за желание сделать что-то подобное о своих родителях. Пока им есть что сказать, а вам есть у кого спросить.

«Триггер», сериал, реж. Дмитрий Тюрин, Игорь Твердохлебов, 2021—…

Второй сезон скандальной истории о жестоком психиатре. Спецов профессии от происходящего на экране бомбит, а у обычных зрителей — мурашки по коже.

«RRR: Рядом ревет революция», драма, реж. С. С. Раджамули, Индия, 2022 год, 16+


Кадр из фильма

Невероятный индийский экшен (а индийские киностудии, особенно в последний год, более чем на коне) о двух героях революции, которые закручивают весь сюжет на своих национальных и долговых обязательствах.

Рама и Бхим случайно становятся друзьями. При этом один, на минуточку, должен другого убить по приказу местного губернатора. Что они будут с этим делать, при чем здесь вездесущие индийские тигры и как в такой боевой сюжет впишутся извечные индийские танцы — на это не жалко даже трех с хвостиком часов экранного времени.

А еще картина очень подробно, красиво и захватывающе показывает, как вели себя англичане на индийской земле. Революции в Индии, беда в Англии, опыт для всего мира. И попробуйте в финале не исполнить эти странные RRR в заголовке фильма. Аббревиатура расшифровывается как «восстань, рычи, бунтуй».

«Русские грузины», документальный, реж. Леонид Парфенов, 2022, 12+

Вторая часть прекрасной и качественной документалки от авторов «Намедни». Красивая картинка, обильная подборка фактов и шедевральные рекламные вставки — Леонид Парфенов буквально гений документально-информационного жанра. Был, есть, будет.

«Межсезонье», триллер, реж. Александр Хант, 2022, 12+

Настоящая драма, снятая по мотивам истории псковских подростков Кати и Дениса. В 2016 году эти школьники поссорились с родителями, заперлись в загородном доме, стреляли в полицейских и вели прямую трансляцию в Periscopе. Когда начался штурм, они покончили с собой.

На этапе подготовки Александр Хант перелопатил 11 тысяч анкет, собранных во «ВКонтакте». Он хотел найти этих настоящих подростков и их ответы на вопрос «почему?». В результате Хант снял историю подросткового протеста, которая только отсветом напоминает псковскую трагедию. Двое подростков против всего мира: они протестуют против вечного «ты должен», сбегают из дома, а потом, когда ловят веселящий кайф делать все, что хочется, уже не смогут остановиться.

Редкий для кино и всего нашего общества прямой такой разговор о том, как родители достали детей.

«Эта безумная любовь», Франция, реж. Режис Руансан, 2022 год, 16+



Камилл и Жорж невероятно счастливы в браке: они закатывают роскошные вечеринки, живут не по средствам, заводят странных домашних животных. И во всем этом растят своего сына Гэри. Им завидуют, крутят пальцем у виска и постоянно ждут развода. А беда приходит с другой стороны: эксцентричная Камилл постепенно съезжает с катушек, не до конца осознавая, где реальность, а где выдуманная ею история. Это могла быть трагедия. Но Жорж слишком любит свою жену и помнит клятву, которую давал на свадьбе: «в здравии и в болезни».

Режис Руансан полгода выбирал актеров на главные роли. Провел несколько сценарных читок, чтобы довести диалоги до безупречности. И нанял очень хорошую команду художников и операторов, чтобы постоянные вечеринки Камилл и Жоржа выглядели праздником, на который хочется получить приглашение, а не уйти в разгар веселья, ни с кем не попрощавшись.

Если вдруг читали книжку Оливье Бурдо «В ожидании Божанглза», то это ее весьма подробная экранизация. Если нет, то после фильма почитайте. Отличная вещь! А песню Джерри Дж. Уокера «Мистер Божанглз» можете включить прямо сейчас, в исполнении магической Нины Симон.

«Балабанов. Колокольня. Реквием», документальный, реж. Любовь Аркус, 2022 год, 18+

Пронзительный и очень подробный фильм о главном русском режиссере «нулевых». Резком, закрытом и непонятом. Аркус была близким другом Балабанова, так что в ее фильме много вскрытых личных архивов, домашнего видео с быстрыми ответами на сложные вопросы между делом. Для чего? Для того, чтобы наконец правильно истолковать фразу о силе и правде.

Фильм собирался лет десять. Аркус тепло называет своего героя Алешей и, кажется, впервые показывает нам настоящего Балабанова, а не сурового мужчину в очках, который наблюдает за происходящим на съемочной площадке.