Каждый вторник мы публикуем список книг, которые сделают ваши вечера интереснее. Личными предпочтениями делятся люди, которые делают интереснее сам Челябинск. Вопрос мы сформулировали максимально просто: «Что вы сейчас читаете?»
Евгений Ткачев, редактор разделов «Кино» afisha.ru и «Афиша Daily»
«Не надо стесняться. История постсоветской поп-музыки в 169 песнях / 1991—2021» (под редакцией Александра Горбачева), 18+
В 2011 году вышел номер журнала «Афиша», посвященный истории отечественной поп-музыки, а спустя десять лет сиквел этого материала — книга «Не надо стесняться», издание исправленное и дополненное. В этом «кирпиче» почти на тысячу страниц рассказывается не только про российскую, но и про (если говорить шире) постсоветскую эстраду, потому что возрождение отечественной поп-музыки оказалось сильно связано с фигурой Ивана Дорна, который привнес в нее новый звук.
Книга состоит из сопроводительных текстов, эссе (например, есть замечательная колонка Марии Кувшиновой про Аллу Пугачеву), но по большей части — из огромного количества интервью с авторами песен, благодаря которым можно посмотреть на всем известные хиты по-новому: в частности, понять, как они работают с чисто технической, музыкальной точки зрения. Это настоящий фолиант, библия современной поп-музыки — его чтение займет немало времени, но оно стоит того.
«Постлюбовь. Будущее человеческих интимностей», Виктор Вилисов, 18+
Новый бестселлер автора книги «Нас всех тошнит. Как театр стал современным, а мы этого не заметили». На сей раз речь идет не о современном театре, а о том, что такое любовь в XXI веке. В конце книги Вилисов ссылается на огромное количество гендерных и социокультурных исследований — но его нон-фикшен примечателен не только глубоким ресерчем, но и интересными наблюдениями самого автора о «токсичной маскулинности», феминизме, новой телесности. Это увлекательная публицистика, которой остро не хватает в российском медийном поле.
Галина Зубаирова, куратор программ Дома архитектора, координатор фестиваля «Том Сойер Фест», архитектор
Впечатляющее исследование социальной жизни группы шимпанзе в питомнике, с описанием стратегий, тактик, динамики взаимоотношений, отсылками к другим исследованиям. Книга меняет восприятие отношений между людьми, все становится более понятным и естественным:)
«Война и мир», Лев Толстой, 16+
Читала давно и в другое время. Сейчас, кажется, эти книги будут ощущаться острее: описание быта, светской жизни, человеческих судеб во время войны. Как жизнь не остановилась и тогда, когда кажется, что происходит катастрофа.
Макс Бодягин, писатель, журналист
«Пищеблок», Алексей Иванов, 2018, 18+
Я слоупок и только сейчас добрался до романа Алексея Иванова «Пищеблок». И меня с первых же страниц унесло в детство. «Пищеблок» имеет, разумеется, совершенно голливудскую структуру, не блещет непредсказуемостью, но хорошо написан, и — главное — там отлично передан дух эпохи. Я сразу вспомнил свою кипящую ненависть к советской идеологии, к этим лицемерным «товарищеским судам», когда человека прилюдно унижают ни за что, к этим лицемерным отношениям, к тотальному двоемыслию и т. п. Вспомнил, как «правильные пацаны» в школе таскали пионерский галстук в кармане. При этом они же, взрослые, проповедовали нам «Моральный кодекс строителя коммунизма».
Разумеется, Иванов — гений. В «Сердце Пармы» (не смотрел, но собираюсь) и «Золоте бунта» он вообще изобрел свой собственный русский язык, что невероятно само по себе. В «Пищеблоке» же он гениально погружает в прошлое. С большим удовольствием сгонял в те годы.
«Безмолвный пациент», Алекс Михаэлидис, 2019, 18+
Это очень неторопливый, но насыщенный саспенсом роман о травмированном психотерапевте, который работает в клиниках для душевнобольных преступников.
Главный герой, Тео Фабер, одержим одной из нашумевших загадок: за шесть лет до событий книги талантливая художница Алисия Беренсон застрелила любимого мужа. Причем не просто застрелила, а хорошо так застрелила, кровавенько. После чего отказалась говорить. Собственно, ее безмолвие и не дает покоя Фаберу, который переводится в клинику Гроув, где содержится Алисия, чтобы расковырять аутичную пациентку и вернуть ее к жизни.
Поскольку Михаэлидес изучал психотерапию три года и два года работал в «безопасном отделении для молодых и взрослых», он хорошо знает материал и пишет о молодом психотерапевте от первого лица весьма убедительно. И у него получается классический английский детектив с кучей подтекстов, ловушек и всего того, что мы любим.
Он много говорит о незалеченных детских травмах, играет с греческой мифологией, пытается разобраться в мотивах умалишенных преступников и других персонажей. И постоянно нагнетает саспенс. И в финале сюжетная линия Алисии и его собственная сплетаются самым неожиданным образом. Финал бабахает. Отличная книга на выходные, 290 страниц пролетят как одно мгновение.
Илья Коломейский, директор Камерного театра«Несвятые святые», Архимандрит Тихон (Шевкунов), 2011, 18+
Мне подарил эту книгу довольно успешный предприниматель, который в 1990-х в церкви, скажем так, нашел свое спасение. Абсолютно простыми человеческим словами, без занудного морализаторства изложены истории тех, кого причисляют к святым, и тех людей, которые малоизвестны, но сделали столько добра. Мне нравится сам месседж: чем больше добра ты запускаешь во Вселенную, тем больше к тебе возвращается. Каждая книга приходит вовремя, я в этом уверен.
Артем Инглин, председатель Ассоциации производителей кино и анимации Челябинской области
«Вечный дозор», Сергей Лукьяненко, 2019 год, 18+
Я поклонник Лукьяненко, всех его «Дозоров». Последняя книга, которая вышла, — «Вечный дозор» — это первая часть трилогии. Я ее очень быстро прочитал и теперь не могу дождаться продолжения: книга обрывается на самом интересном месте. Но продолжение пока не вышло, и я даже не знаю, пишет ли его Лукьяненко сейчас.
Исторический подкаст «Не так», Сергей Бунтман, Алексей Кузнецов, 18+
Это не почитать, а послушать. Этот подкаст на Youtube-канале Diletant —как судебный сериал, основанный на реальных событиях: ведущие рассказывают о реальных уголовных делах и судебных тяжбах, имевших место в разных странах в разные века. Можно слушать в любом прорядке, нет строгой очередности выпусков: есть дело Сократа, дело Чикатило, журналистские расследования о нашумевших процессах.