Эта история — очередная глава из цикла статей, посвященных старинным зданиям города и области, признанным объектами культурного наследия. Мы подробно писали, как шла реконструкция дома Агапова, зачем снесли деревянные домишки Нагорного квартала и что будет в стенах особняка Беляевского. А еще подняли историю купца Григория Каширина, чью лавку и ренсковый погребок пустят с молотка

Кроме того, побывали в пустеющем Торговом центре и обсудили с девелоперами судьбу одной из архитектурных доминант советского Челябинска.



Здание челябинской электростанции (ул. Труда, 66/1) сейчас стыдливо завешено декоративной шторкой с эскизами огромных окон, растворов, башенок. Ну чтобы не портило вид свеженького Арт-сквера, в котором ежедневно коротают время сотни и тысячи челябинцев. А в прошлом веке тут дымили трубы, перекликались друг с другом кочегары, гудели грузовые составы и звенели провода.



Рассказываем, как возник памятник промышленной архитектуры, почему чуть не превратился в транспортный музей, откуда в этой истории военнопленные и знаменитый челябинский элеватор.

Лампочка Колбина

На самом деле то, что мы привыкли называть первой городской электростанцией Колбина, ею не является.

Купец Василий Колбин действительно построил небольшую электростанцию в одном из своих кирпичных амбаров. Но она была не первая. Проекты по снабжению Челябинска электричеством обсуждались в думе еще в 1896 году (когда в Екатеринбурге и Перми центральные улицы уже были худо-бедно освещены). А при паровых мельницах и на челябинской чаеразвесочной фабрике Кузнецова пыхтели маленькие электростанции (на нефти или керосине) с маломощными генераторами, тока в которых хватало на то, чтобы в цехах горел свет.


Особняк Колбина примерно до 1905 года. Смотрите, какая высокая лиственница. Да ей уже лет 20, не меньше!

Уникальность Колбинской идеи была в том, чтобы подключить к своей электростанции не только собственный дом, подворье и личный маслобойный заводик (который располагался примерно там, где сейчас стоит незаселенная бизнес-высотка по ул. Свободы, 4). Предприимчивый купец хотел осветить электричеством улицы и дома всех тех, кто будет готов платить. В 1902 году он отправил в думу прошение об организации городской электростанции. Это значит, что Колбин за свой счет построит станцию, поставит столбы и протянет провода. А город будет ему платить за пользование электричеством.

Городская управа рассматривала прошение горячо и долго. И в 1906 году приняла идею на своих условиях: 40 фонарей по 8 ампер на центральных улицах (Сибирской/Труда, Уфимской/Кирова и Большой/Цвиллинга). И за каждый фонарь город будет платить купцу по 110 рублей в год. Сумма в итоге немаленькая.

Кроме того, управа потребовала, чтобы столбы не были уродливыми и массивными («верхнюю часть столбов сделать металлическою, ажурною»), а основания обсыпать по кругу, чтобы повозки и коляски не бились на поворотах. Ключевым в договоре между купцом и городом был пункт о том, что будущая электростанция должна будет обеспечить работу двигателей и насосов. С этой маленькой ремарки в Челябинске стартует грандиозная тема городского водопровода. Рядом, на ул. Ахматовской (ул. Свободы), построят водокачку и потянут до железнодорожной станции первый челябинский водовод. А к 1912 году построят и главную водонапорную башню на окраине города (это сейчас башня на ул. Воровского, в двух шагах от центральной площади).

Одному Колбину средств на проект не хватило, поэтому тут же возникло товарищество на паях с купцом Кокориным. Небольшую электростанцию разместили во дворе Колбина, в одном из кирпичных сараев по ул. Сибирской. А управляющую контору — во флигеле, справа от господского дома.

Эти здания и сейчас стоят — большой двухэтажный особняк (ул. Труда, 66), флигель с заложенными окнами и амбар из красного кирпича. А рядом до сих пор тлеет старая лиственница, которую, судя по фотографиям, посадил еще золотодобытчик Первухин (Колбин купил у него уже готовую усадьбу).


Видите светильник посреди улицы? Столбы уже стоят от большой электростанции. Но лампочка Колбина все еще висит

Электростанция работала с перебоями. Она была устроена в одну цепь, и если что-то ломалось, то улицы оставались без света. Кроме того, днем станция простаивала — Колбин экономил топливо. И цену в городе считали высоковатой: 40 копеек киловатт/час. К этому времени у вокзала, в Никольском поселке (там, где сейчас ул. Овчинникова), была своя электростанция, которая ставила тариф в 30 копеек.

Жители Челябинска под стопочку язвительно пели: «Там, где Колбин-герой с городским головой точно братец с сестрой обнимается, — от зари до зари не горят фонари и бродяги свободно шатаются». Власти города пользовались колбинской электроэнергией, но обдумывали замену — развивать город с таким слабым источником было невозможно.

В 1911 году Колбин вдруг умер. Электростанция продолжала работать от имени компаньона — Кокорина. А в комнатах главного особняка начала заседать городская дума (они выкупили здание у вдовы купца).



Электростанцию пытались сделать мощнее, меняли оборудование, но технически все оставалось как есть. Генераторы, которые запитывались от двигателей внутреннего сгорания, не могли выдавать высокую мощность, а городу требовалось много, очень много энергии! Власти хотели запустить по улицам электрический трамвай, тут еще война на носу! К этому времени электрические сети по городам России ставились при участии немецкой компании «Сименс». Их электромеханический завод «Сименс-Шуккерт» в Санкт-Петербурге производил оборудование для электростанций. 

Городская управа в 1914 году заключает с компанией договор: городу нужна большая электростанция, на паровой машине и двух генераторах общей мощностью 250 киловатт. Компания «Сименс-Шуккерт» потребовала в качестве гарантий монополии продать ей колбинскую электростанцию. Чиновники в думе сомневались: а не выгоднее ли будет продать электростанцию потом по частям?

В 1915 году участники сговора ударили по рукам и началось грандиозное строительство здания, которое мы и называем первой электростанцией.



А причем здесь элеватор?

Стройка длилась около года. На бетонных опорах работники возвели уникальное здание в стиле модерн, с огромными трапециевидными оконными створами, высокими воротами и рельефной крышей.

«Декоративное решение фасадов свойственно стилистике позднего, рационального модерна, редкого для Челябинска. Так что здание электростанции следует считать объектом культурного наследия, образцом промышленной архитектуры XX века», — напишут позднее в экспертизе по решению на включение здания в список объектов культурного наследия.



Возле электростанции были большие площадки для хранения угля, а вдоль реки Миасс протянули железнодорожную ветку, чтобы подвозить топливо и запасные части.

Любопытно, но рабочие на площадке были не местными. Достоверно неизвестно, какой они были национальности, но в архивных документах строители обозначались как пленные, не знающие русского языка. Скорее всего, это были австрийские солдаты и офицеры, участники Первой мировой войны.

Есть документ, согласно которому 12 февраля 1916 года на стройке произошло ЧП — рабочие устанавливали огромную дымовую трубу, не поняли указаний мастера (прораба) и конструкция рухнула, повредив крышу старой электростанции. Год спустя новая электростанция была готова к запуску, а прежнюю, колбинскую, тут же разобрали и разрушили согласно уговору.

«Новая станция давала уже достаточно тока для обеспечения потребностей небольших предприятий, в частности, насосы системы водозабора (городского водопровода) изначально ставились такие, которые можно было использовать как с дизельным, так и с электродвигателем», — рассказывает историк и краевед Гаяз Самигулов.

Свежепостроенный гигант-элеватор в 1917 году

Городская дума требовала, чтобы электростанция давала как можно больше электроэнергии. Ведь в 1917—1919-м уже построен и введен в эксплуатацию челябинский элеватор  — еще один памятник промышленной архитектуры в стиле модерн. Огромное здание эксплуатировалось Наркомпродом и являлось преимущественно зернохранилищем.

Благодаря своей транспортной доступности Челябинск стал своеобразным хлебным хабом того времени. Так что городские власти даже заказали дополнительные паровые котлы для электростанции «Сименс-Шуккерт», чтобы повысить ее выходную отдачу и обеспечить бесперебойную работу элеватора. Два модерновых и инновационных здания того периода работали в тесной связке.



Как здесь оказались трамваи?

После революции электростанцию национализировали. Она по-прежнему снабжала город электричеством до тех пор, пока не запустили первую ЧГРЭС в 1930-м. После паровая электростанция была уже не нужна. Части машин вывезли, а в здании устроили временное трамвайное депо (в 1933 году).



Это было очень удобно — угольные площадки превратили в «отстойник», железнодорожную ветку использовали для бытовых нужд. А внутри здания с высоченными потолками было очень удобно разместить ремонтную станцию. С тех пор здание первой (то есть второй) электростанции висело на балансе Челябгортранса. Предприятие использовало здание и площадку для тяговой подстанции и цеха по перемотке электродвигателей.



Благодаря этой истории долгие годы тут планировали устроить музей техники — выставить старинные трамваи, первые повозки и дилижансы. Идея гуляла по кабинетам еще с 1960-х. Но чем сильнее перестраивалось и ветшало здание, тем меньше энтузиазма вызывала тема ревитализации старинного объекта.


С этого ракурса хорошо видно пристрои, переделанные окна и облупленные углы здания. Скелет здания слева — будущий БЦ «Ньютон» 

За долгие годы исторические фасады изуродовали новыми дверными и оконными проемами — стрельчатые своды заложили камнем и штукатуркой, высокие въездные ворота превратили в окна, а окна — в двери. А внутри пространство разделили на два этажа. Кроме того, вокруг появились пристройки, дополнительные вентиляционные трубы, входные группы и не только. Из десятка огромных панорамных окон сохранилось только одно.


Единственное сохранившееся окно во весь рост здания находится на его восточной стороне

В 1978 году уникальное сооружение признали объектом культурного наследия регионального значения.


На территории сохранились каменные кладки и противопожарные брандмауэрные стены

«Мы подумаем об этом» ©

В 2016 году на территории близ здания электростанции загорелись два трансформатора. Авария парализовала движение трамваев и троллейбусов на несколько часов, а городская и областная администрации вдруг вспомнили, что речь идет о здании — объекте культурного наследия. С подачи губернатора и главы города главный архитектор Николай Ющенко сообщал тогда СМИ, что в исторических стенах откроют музей театрального искусства. И ничего не произошло.


Видите кирпичный амбар позади особняка Колбина и здания электростанции? Вот в таком же амбаре, скорее всего, располагалась и Колбинская электроустановка 

Зато в городе активизировалась некоммерческая организация «Русско-немецкий дом», которой стало интересно поднять здание из руин, подсветить участие корпорации «Сименс» в строительстве и устроить внутри, например, Музей энергетики Южного Урала.



«Мы хотим рассказать историю энергетики региона: какие существовали проекты развития отрасли на Южном Урале. Изначально здание строили немцы, компания „Сименс-Шуккерт“ (Siemens-Schuckertwerke), а значит, логично часть выставки посвятить Siemens. Эти варианты сейчас обсуждаются совместно с Генеральным консульством Германии в Екатеринбурге. Кроме того, совместно с Комитетом по охране культурного наследия мы отправили письмо на имя губернатора Алексея Текслера», — пояснял Олег Гофрат, руководитель «Русско-немецкого дома» в августе 2021 года.

Состоялся даже конкурс проектов при участии студентов Архитектурно-строительного института ЮУрГУ. Они предложили более 10 вариантов ревитализации, пять из которых выдержали критику профессиональных экспертов и архитекторов. Здесь были спроектированы скверы, галереи современного искусства, стеклянный пристрой оранжереи, ресторанчики и даже аллея светящихся арт-объектов. Ни один из эскизов пока никак не использовался. «Русско-немецкий дом» предполагал, что в амбициозном проекте будут замешаны средства города, области и крупных инвесторов. А сейчас все это стоит на паузе.


Один из проектов ревитализации здания первой электростанции и особняка Колбина

Главный архитектор Челябинска Павел Крутолапов о планах своего предшественника ничего не знал и театральный музей не планировал. Зато с подачи управления архитектуры летом 2022 года был запущен конкурс проектов для студентов Высшей школы экономики. Важно уточнить, что под ревитализацию пойдет вся территория целиком — и здание электростанции, и колбинский особняк, и флигель, и даже старая лиственница.



Параллельно был запущен опрос для жителей города. Челябинцы могли поделиться своими мыслями на тему использования здания первой электростанции. В частности, в форме предлагали оценить идеи по созданию внутри офисного коворкинга, модной галереи, фудкорта, музея, открытых хобби-мастерских, баров, ресторанов и театральных площадок. Результаты опроса, равно как и проекты студентов ВШЭ, пока опубликованы не были.

Тем временем здание все больше ветшает. Декоративные шторки уже с трудом скрывают выбитые кое-где стекла, осыпающуюся кладку стен. Столетнее здание, благодаря которому Челябинск стал опорным городом Урала в начале XX века, разрушается быстрее, чем городские власти решают, что с ним сделать.



А ведь когда-то здесь было столько энергии: на весь город хватало! 


Редакция сердечно благодарит Областной государственный архив, Исторический музей Южного Урала, историков и краеведов Гаяза Самигулова и Юрия Латышева, а также пользователей сообщества chelchel в «Живом журнале» за то, что они по крупицам собирают историю города, бережно хранят уникальные данные и фотографии культурной и промышленной жизни Челябинска XX века.