Ольга Пона, художественный руководитель и душа Челябинского театра современного танца, ставит первый большой спектакль с 2021 года и выбирает тему «Диалоги», которая осталась и в названии. Сама тема для театра, который умеет разговаривать только пластическим языком, довольно дерзкая. Но это не была бы Ольга Пона, если бы страшилась провокации: она на них сознательно идет всю жизнь.

Диалог — совершенно обыденная штука, которой большинство из нас не придает никакого значения, — в версии Театра современного танца вырастает до ключевого события в жизни, ее ткани, ее драмы. Как мы вообще говорим друг с другом? О чем? Зачем мы заводим разговор, чего мы хотим? Слышим ли мы вообще кого-то кроме себя?

В какой-то момент показалось, как было бы уместно играть этот спектакль на улицах города, вот прямо среди прохожих. Они себе идут, что-то обсуждают, по телефону говорят и видят, как рядом два человека скручиваются и раскручиваются, сливаются в один организм и неотвратимо отталкиваются, несут друг друга на руках и потом втаптывают в землю головой — общаются, словом. Так же, как все люди.



На сцене 11 актеров, многие из которых — известные в Челябинске хореографы: Степан Баннов, Татьяна Крицкая, Дмитрий Чегодарь, Денис Чернышов, Кристина Чернышова, Рафаэль Тимербаков. Гуттаперчевые, сделанные как будто из каучука или ртути, танцовщики Театра современного танца молча разговаривают друг с другом так, что нам буквально слышен весь диалог:

— Я тебя просил больше этого не делать!

— Не ори на меня! Зачем я только вышла за тебя!

— Ты меня любила.

— Нет, ты просто заставил меня.

— Почему ты никогда меня не слышишь?

— Нет, это ты не хочешь слышать, что я тебе говорю.

— Иди ко мне, я тебя обниму.

Или:

— Я красивая?

— Да, очень красивая.

— А почему ты тогда никогда не говоришь об этом?

— Ну это же и так понятно!

Или:

— Куда ты все время уходишь? 

— Так нужно.

— Кому нужно? 

И так далее.

Ольга Пона рассказывала накануне, что в процессе репетиций предлагала ребятам темы для этюдов, а ход «разговора» они уже выстраивали сами. Хореографически.

У каждого зрителя в голове неизбежно зазвучат свои диалоги. В этих диалогах люди неизбежно пытаются докричаться друг до друга. Какой-то вечный бой двоих, битва героев. Что мы хотим сказать или доказать друг другу? Как мы это делаем? Что мы друг с другом творим вообще?

Почему, черт возьми, это так трудно, если это так просто: ну есть же слова.


Татьяна Крицкая и Дмитрий Чегодарь рассказывают историю любви

Непробиваемые коконы людей, которые нуждаются друг в друге так сильно и бьются так больно. Бесконечный до бессмыслицы обмен обидами, очень страстный и живой. Невозможность расслышать другого, близкого, свозь свою вопящую правду.

Настраивая зрителей на спектакль, Ольга Пона зачитала вдохновившую ее мысль русского философа Михаила Бахтина о том, что диалог — «это не только коммуникация, это совместное творческое мышление, которое может возникнуть, когда подлинное чуткое слушание помогает стремлению понять и быть понятым». Только так, по мысли Бахтина, и раскрывается человек в человеке.

Под шорохи, звоны, стуки, вздохи, переливы, скрипы — под этот говорящий шум, который любит творить из подручных звуков Ольга Пона и который и становится саундтреком спектакля — танцовщики в парах стремятся рассказать друг другу что-то очень важное, о себе.


Кстати, о словах. Часть эпизодов сопровождается текстом: буквы ползут по светящемуся экрану, отсылая зрителя то к инструкции перед свиданием, то к философским высотам. Текст кажется слишком очевидным и в лоб, и буквы бессильно рассыпаются на пиксели и нечитаемые значки. Танец говорит точнее и объемнее. Пластический рисунок оказывается правдивее слов.

Язык слов в последнее время совсем обветшал, истрепался и лишился былых смыслов. Не работает.

Оказывается, нет большего труда на свете, чем расслышать друг друга. Сначала захотеть — и потом расслышать другого непонятного любимого человека. И нет большего счастья, чем это чуткое, чувственное слушание, хотя еще пару минут назад ты готов был его убить за то, что он такой непонятный.

Спектакль «Диалоги» наполнен открытой нежностью.

Отчасти это объясняется самой хореографической формой: посмотрите любой парный танец, хоть сальсу, хоть танго, — это будет страстный диалог. Но Пона и ее талантливые танцовщики, которых она зовет «звездочки мои», строят пластический рисунок на мгновенном взаимном отклике, когда движение одного направляет и продолжает движение другого. Только так и работает взаимное слушание — с нежностью.

Один из талантов хореографа Ольги Пона заключается в том, что она умеет об очень серьезных вещах говорить с юмором. Признавая, как глубоко терзают нас желания быть любимыми, понятыми, услышанными, лучшими на свете, режиссер со всей ее эмпатией оставляет единственное лекарство от стресса — иронию. 

И в этом месте, в финале, слова очень уместны.


Театральный сезон в Челябинске завершается чередой прекрасных спектаклей.

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:


В Челябинске состоялась премьера спектакля «Дон Жуан» с механическими куклами