В Челябинском театре современного танца идут последние репетиции премьерного спектакля «Диалоги». Первый показ состоится в воскресенье, 18 июня, на сцене учебного театра «Дебют» Челябинского института культуры. Премьера запланирована на осень 2023 года, к открытию театрального сезона.
Ольга Пона, дважды лауреат «Золотой маски», душа и главный человек в Челябинском театре современного танца
Художественный руководитель Театра современного танца Ольга Пона ставит первый свой большой спектакль за последние три года (если не считать детских постановок). Мы побывали на репетиции во Дворце культуры завода металлоконструкций в Ленинском районе, где обитает театр.
Нам не стали раскрывать всех секретов, показали только два небольших эпизода, и внушительного размера конструкция, которая будет на сцене, так и осталась скрытой под темной тканью.Этот спектакль — череда пластических дуэтов, каждый из которых и представляет собой диалог. Настолько представляют собой диалог, что ты буквально слышишь реплики, интонации и тему беседы.
Танцовщики у Ольги Пона разговаривают телами в принципе, так что диалог как идея танца был для них очень органичен.
Татьяна Крицкая («Дюймовочка») и Дмитрий Чегодарь очень пылко и доходчиво успели обсудить и любовные, и бытовые, и философские проблемы. Не говоря ни слова
Ольга Пона рассказала, что в процессе подготовки спектакля (а репетиции начались с февраля) предлагала танцовщикам темы для пластических этюдов в парах, и ребята выбирали то, что важно им и пережито лично: «Мы знаем друг друга много лет. Эти темы касаются их личного опыта».
— Ольга Николаевна, почему вы выбрали «Диалоги»? Что в них такого важного, на ваш взгляд?
— Я задумала очень давно и все никак не могла приступить. Непростые для меня были последние годы. Но вот я нашла высказывание русского философа Михаила Бахтина, и оно мне очень помогло. Диалог ведь не просто коммуникация, это плоское понимание. Диалог, пишет Бахтин, это «совместное творческое мышление, которое может возникнуть, когда подлинное чувственное слушание помогает стремлению понять и быть понятым». Это не просто разговор с кем-то о чем-то. Диалог как совместное творческое мышление — вот эта формулировка меня подкупила и стала толчком к созданию спектакля.
Степан Баннов и Денис Чернышов разговаривают по-мужски
Одно из сценических решений «Диалогов» — текст, фоном плывущий на экране. Ольга Пона решила, что там будет и разговор, расписанный по репликам, и просто мысли великих людей, и ее собственные философские наблюдения.
— Вы не находите, что в жизни выстраивать диалог страшно и трудно?
— Чутко и внимательно слышать, конечно, сложно. Это сложно и в творчестве. Но мы не ударяемся в какую-то конкретную историю, пусть даже написанную. Зритель будет считывать чувства, мысли, реплики и с танца, и с экрана и вспоминать собственный опыт отношений. Это и есть совместное творческое мышление.
— Полное ощущение, что ты слышишь, о чем они разговаривают. Даже без текста.
— Конечно, разговаривают. Я уж молчу, что самая продуктивная форма в хореографии — это дуэт. И хотя у меня в спектакле 11 исполнителей, это череда дуэтов. Дуэт — самая красивая, самая продуктивная и выразительная форма танца. И потом… Возможно, это прозвучит высокопарно, но в каждом дуэте танцовщики исповедуются. Вытаскивают из себя очень личное и отдают зрителям.
Предпремьерный показ спектакля «Диалоги» состоится в воскресенье, 18 июня, в 18:30 в учебном театре «Дебют» Челябинского института культуры.
ЕЩЕ ПО ТЕМЕ: