Фильм «Вызов» Клима Шипенко с Юлией Пересильд в главной роли за две с половиной недели собрал в российском прокате больше 1 миллиарда рублей. Фильм еще идет, поэтому о финальных суммах говорить рано. Но рекордсмен современного российского кино «Чебурашка» за то же время собрал 3 миллиарда рублей (итоговый результат — 7 млрд).
Почему фильм, для съемок которого режиссер и актриса впервые в истории киноиндустрии полетели на МКС, не стал самым кассовым? Мы поговорили об этом с кинокритиком, редактором «Афиши Daily» и afisha.ru Евгением Ткачевым.
— Нельзя не учитывать, что «Чебурашка» вышел в самый прайм-тайм проката: в новогодние каникулы. Лучшего времени для релиза просто не существует. Кроме того, это семейное кино: идут сразу втроем, вчетвером. А потом еще и пересматривают. Согласитесь, не все дети способны выдержать трехчасовую космическую драму.
«Чебурашка» — это история с бэкграундом: есть книга Успенского, советский мультфильм, игрушки... У него огромная аудитория. Я убедился в этом на фестивале «Дух огня» в Ханты-Мансийске, где Сергей Гармаш получал свой приз. В лифт гостиницы олимпийского резерва забежали девчонки, увидели Гармаша и спросили: «О! А кто тут еще из фильма „Чебурашка“»? Я подумал: ну вот они, 8 миллиардов рублей!
— У «Вызова» аудитория качественно иная?
— Конечно. И эта аудитория не такая массовая, что важно. И потом... публика уже успела устать от супергероев, об этом говорит статистика по всему миру.
Как мне представляется, «Вызов» — это история про завышенные амбиции. Я слежу за режиссером Климом Шипенко с его первой, не самой удачной картины «Непрощенные». Считаю его классным, прикольным режиссером, прекрасно владеющим голливудским сторителлингом (он и учился в Лос-Анджелесе). Он снял самого кассового (до «Чебурашки») «Холопа», он автор сложного и умно сделанного «Текста». Но «Вызов» — это ходульные штампы, усиленные невероятной, повторяю, амбициозностью.
— Ничего не впечатлило из космических съемок?
— Я откровенно не понимаю, зачем было лететь в космос и тратить мегабюджет. Все эти сцены можно было спокойно снять на Земле, в павильоне. Рискну предположить, что фильм «Вызов» был задуман как промо Роскосмоса и космического туризма. Если стояла такая задача, это многое объясняет. Точно такой же вопрос «Зачем лететь в космос?» задавал Климу Шипенко Иван Ургант. Режиссер ответил тогда, что камера, дескать, принимает в невесомости такие ракурсы, которые нельзя сымитировать на земле.
— Как раз на днях на Start выходит фильм о фильме, как снимали «Вызов».
— Вот-вот, это тот случай, когда документалка о съемках должна быть более захватывающей, чем сам фильм. Там восемь серий, по-моему. История о том, как создавался первый художественный (подчеркну это слово, потому что документальные уже снимались) полнометражный фильм в космосе — это, конечно, самостоятельный сильный сюжет.