В Челябинске впервые состоялся конкурс школьных сочинений «Своя территория», где ребятам предлагалось рассказать важную для них историю, которая может лечь в основу сюжета для пьесы.

«До недавнего времени вас, подростков, мы просто не замечали. Но подростковая драматургия открыла нам пласт очень важных тем, о которых лучше вас никто не расскажет. В вас столько всего яркого, классного, больного, талантливого, что это хочется увидеть. На сцене», — так напутствовал старшеклассников главный режиссер Молодежного театра Иван Миневцев.

Из 167 работ (это намного больше, чем в других городах — участниках проекта) было отобрано 11. Авторов из Челябинска, поселков Мирного, Бердяуша и Каменского пригласили в Молодежный театр на мастер-классы с драматургом Екатериной Гуземой. О том, что волнует подростков и какие истории ее лично тронули, мы и поговорили.


 — Что вас больше всего удивило или огорчило в детских сочинениях? 

 — Было очень много сочинений, написанных по шаблону ЕГЭ, примерно половина работ. Их видно с первого предложения: это чужие мысли, которых от них как бы ждут. Значит ли это, что дети уже не могут самостоятельно мыслить и вместо своих мыслей у них книжные штампы в голове, или учителя так настроили? Не знаю. Но для меня это удивительно: ведь сам принцип проекта — полная свобода, пиши что хочешь и как хочешь, никто не будет проверять ошибки. Но... вот так.

— Если мы оставим за скобками сочинения, написанные с чужого голоса, то что волнует ребят?

— Пишут о страхе ЕГЭ.

Очень много сочинений о буллинге, в том числе о буллинге по национальному признаку. Например, мальчик Данила написал сочинение под названием «Негр в обществе». Он башкир, и в классе его называют сникерсом, негром, чернышом... При этом он молодец, с юмором к этому относится.  

Есть еще сочинение на эту же тему у мальчика, который пару лет назад приехал из Таджикистана. Потрясающий парень, выучил язык и прекрасно пишет на русском, образно мыслит. Он рассказывает, как говорит по-таджикски со своей землячкой-одноклассницей, а учительница делает им замечания: дескать, вы в России, говорите по-русски! Он перечисляет национальности, которые есть в классе: татары, украинцы, башкиры, узбеки, русские — и заканчивает сочинение так: «Мы все как пальцы одной руки, и я хочу, чтобы в конце года мы сели и все вместе ели бешбармак, потому что это блюдо есть почти в каждой кухне, только по-разному называется».


Отношения с родителями, конечно, очень важная тема. Здесь среди победителей авторы очень разных историй. Есть история про три минуты интернета в день: девочка рассказывает, как ее контролируют родители. Есть история о мальчике, который в 15 лет живет один, сам о себе заботится и сам себя воспитывает.

А есть оглушительная история о совсем маленькой девочке, которая живет с мамой-алкоголичкой и заботится о ней. Текст написан талантливо и наполнен подробностями настолько реальными, что понятно, их не выдумали. Тема-то сложная, легко передавить чернухой, но этот текст написан просто, и от этого еще страшней... Живая, абсолютно реальная история, которую даже обсуждать было тяжело.

Ребята на удивление открыты: им очень важно, когда взрослые расспрашивают об их жизни. 

— Уже решено, какая история станет пьесой?

— Нет. 8 мая в Омске состоится питчинг, на который собираются все драматурги проекта из разных городов. Каждый представит свою идею. Победителей не будет, эскизы спектаклей в сентябре будут поставлены по всем заявкам. В Челябинск ставить эскиз приедет режиссер Анастасия Старцева из Омска, лауреат «Золотой маски». А решение о том, пойдет ли пьеса и какая именно здесь, в Молодежном театре, — будут решать руководители. Независимо от решения жюри конкурса.

— Почему так важно, когда подростки рассказывают о подростках?

— Потому что потом такие же подростки приходят на спектакли в театр и видят, что здесь говорят о них, о темах, важных для них, что здесь не картонные персонажи, которые разговаривают высокопарным языком, а их реальные ровесники. И тогда они воспринимают театр не как здание с колоннами, а как место, где говорят о них и сейчас.

Неважно, какая пьеса победит. Они все уже победители, обошли столько конкурентов! В Челябинске на конкурс пришло больше всего сочинений. А ваш поселок Мирный — вообще столица новой подростковой драматургии, среди отобранных 11 работ — три из Мирного. Все они ученики прекрасного педагога Ольги Владимировны Черняевой.

_______

Еще по теме:

В Челябинске объявлен конкурс школьных сочинений для театра «Напишите сочинение — и мы сыграем по нему спектакль», — обратился к школьникам главный режиссер Молодежного театра.