Завтра, 19 октября, в Челябинске открывается фестиваль кукольных спектаклей для взрослых «Соломенный жаворонок», первый с 2018 года в живом офлайн-формате. В этом году в программе 14 спектаклей, многие из которых номинированы либо уже получили «Золотую маску».

«Затворник и Шестипалый» — история о том, как отшельники становятся победителями

Красноярский театр кукол
20.10, 19:00, 16+
Большая сцена 



Пелевин давно твердит нам, что все мы лишь куклы в чужих замыслах и мирозданиях. Так что режиссер Руслан Кудашов подхватил мысль и решил разыграть в куклах самую первую из повестей — про цыплят в инкубаторе. 

Сценографически здесь все очень близко к тексту и с намеками. Так что вы увидите двух облезлых и страшненьких петушков на обломках великой цивилизации. Впрочем, мало кто из нас был хорош, когда только пришел в новый мир и еще не узнал его правила. Но, может, и не стоит становиться как все, красивым. Ведь самых красивых и толстеньких забирают первыми. А сирые и убогие становятся смелыми реформаторами, которые мечтают под звездным небом, смело уходят в темноту от кормушки и надеются, что когда-нибудь у них вырастут крылья. Обломки прошлого они не ими склеят, зато в альтернативное будущее точно взлетят. 

Жанр спектакля определен как философская притча. А вы чего-то другого ждали от кукольного Пелевина?  

«Годунов» 

Театр кукол им. Вольховского
24.10, 12:00, 16+
Большая сцена

По планшету сцены катаются безмолвные народные головы из папье-маше, актеры Кукольного играют живым планом, а когда из темноты липкие лапы тянет Большой голод, тут мурашки начинаются даже у самых стойких. «Годунов» золотомасочного режиссера Александра Янушкевича и художника Татьяны Нарсисян получился не просто трагическим. Все мы читали историю и знаем, каков финал. На сцене обугливается целая эпоха, костями гремит смерть, криком истошным заходится страсть человеческая. Страсть до власти, до жизни, до правды, до веры христианской. 

Очень многое  по ходу действия решено жестами или предметами-символами. Вот монах новых святых на иконы вешает. Вот царь Бориска лямку с державой тащит, надрывается и падает в бессилье. Вот мальчишки «в тычку» играют, а вокруг смерть, смерть, смерть! 

Спектакль получился мрачный, а оттого бьющий в самое сердце. Словно этой палкой-тычкой пронзают каждого из нас. И здорово, если после удара вы очнетесь и поймете, чему история может нас научить. 

«Сказка о золотом петушке» — вечеринка в масках или дурной сон?

Театр Karlsson Haus, Санкт-Петербург
21.10, 13:00, 18+
Большая сцена


Вообще, режиссер Максим Исаев — один из идеологов Инженерного театра АХЕ, перформативного и предметного театра, в котором возможно почти все, во всех эпохах, плоскостях и даже междумирье. Тем более когда нужно переделать детскую, кажется, сказку в историю для взрослых. Поэтому тут внутри Русь и война, девушка в пайетках и кровь, дикие танцы, похоть и молитвенный, спасительный речитатив.

Режиссер составляет сюжет «Петушка» из базарных криков и заговоров, которые бабушки нашептывали над колыбельками, страшных сказок и диктаторских речей. Да и сам петух — единственная кукла на весь спектакль, собранная из частей-костей, то карающая, то дающая надежду на мир. А остальное все люди, куда без них.

Шоу наполнено щелчками, криками, стуком пестиков и молотков. Гроб заколачивают, в набат бьют, свадьбу гуляют — все одно вызывает в голове бешеную пульсацию. Этот ритмичный бой завораживает и тревожит до мурашек, до трепета. 

В общем, это не тот Пушкин, про которого вы все знаете. Это вообще не Пушкин, а народный миф, помноженный на народную скорбь. Миф, который вы кожей почувствуете и не сможете не понять. 

Спектакль театра Karlsson Haus номинировали на «Золотую маску» в этом году, и режиссер заслуженно стал лауреатом. 


«Собака камень» — хтоническая опера-легенда про Урал и всех нас

Театр кукол, Екатеринбург
19.10, 16:00, 19:00, 16+
Большая сцена


У челябинского режиссера и художника Виктора Плотникова есть домик в Кундравах. Обычный такой домик на лето, где приятно сидеть вечером под стрекот сверчков, гулять по улицам и камни пинать или бегать в полях, пускать воздушного змея. И однажды от местных бабулек он услышал деревенскую легенду про чапаевского ординарца Петра Исаева, который остался тут неупокоенным, да так и ходит призраком по селу. 

К этому сюжету Плотников добавил еще несколько загадочных историй, которые слышал то тут, то там. Так появился сценарий «Собаки камня» — сгустка мифов, сквозь который проступает история народа и народной силы. 

Режиссер превратил это все в историческую оперу, где на разные голоса (и инструменты) поют вечный воин Леонид, юная свободолюбивая Кармен, мечтательный ангел, библиотекарь князь Кропоткин и тот самый Исаев. Для сюжета все они собрались где-то у черта на куличках (а может, и в Кундравах), чтобы хором спеть о судьбе большого народа, а потом сесть в лодку Харона и поплыть во тьму веков. 

В спектакле задействованы традиционные куклы-марионетки, кинетические механизмы, живой аккомпанемент и настоящий хор.

«Адэмнэр» («Люди») — история голода и расчеловечивания 1920-х

Татарский театр кукол «Экият»
22 октября, 11:00, 18+
Билетов совсем немного


Автор горькой повести «Люди» Галимджан Ибрагимов рассказывает историю одной семьи, которой случилось жить в Поволжье в начале 1920-х годов. Повесть называют сильнейшим произведением в татарской литературе. Главный герой повести (как и спектакля) — голод. Голод, пожирающий человеческое в человеке. Умертвляющий его людоедским способом.

Ни автор повести, ни режиссер Ильгиз Зайниев не пытаются смягчить эту мысль. Наоборот, они делают ее максимально, физически жуткой. 

Куклы в спектакле похожи на картофелины. Так задумано. Идея пришла случайно и оказалась потрясающей. Если присмотреться, сморщенная картофелина напоминает лицо старика. Человек становится едой. Отец в какой-то момент посмотрит на своего сына и будет обдумывать, сколько в нем килограммов мяса, три или пять.

У кукол руки — ложки, пустые деревянные ложки. На кладбище торчат надгробья-ложки. У детей вспухшие от голода животы-картошки. У кукол-взрослых в животах зияют дыры с истрепанными краями, воронки от взрывов. Не надо делать вид, что это не ужасно. Живые люди становились мертвыми, иди и смотри, как это было, — ничего не придумано и не преувеличено.

Спектакль — номинант на «Золотую маску — 2022» в четырех номинациях (работа режиссера, художника и двух актеров).


«Золоченые лбы» — забава для взрослых

Рязанский театр кукол
21 октября, 23:00, малая сцена, 16+
Билетов почти нет


Это первый в Рязанском театре кукол спектакль для взрослой публики, и сразу — сказочная забава (так определили жанр создатели). Режиссер-постановщик Олег Жюгжда, чье имя в мире кукольников является синонимом высокого мастерства, называет комедию «северной скоморошиной», где сошлись и смех, и слезы, и любовь, и танго, и дирижабли.

История, а точнее, поморская сказка, написанная Борисом Шергиным (это автор «Волшебного кольца» про Змею-Скоропею), — о том, как в некотором государстве все было очень скучно, пока один мужичонка по имени Капитон не придумал по заморской моде золотить лбы царскому семейству. Как он развлекался и потешался в рамках своего идеологически стерильного проекта, посмотреть очень любопытно. Тем более что куклы изготовлены из ложек, вилок, терок, сит и прочей кухонной утвари. Судя по отзывам, зал хохочет. Над собой, конечно.


«Цветы для Элджернона» — спектакль-кино из Lego

Пермский театр кукол 
23 октября, 11:30 и в 14:00, малая сцена, 12+ 
Билетов нет 


Историю Чарли Гордона пермский режиссер Дмитрий Вихрецкий поставил в 2020 году. Он рассудил так: если его герой — простой и недалекий человек, то и мир, который он видит, должен быть простым и даже шаблонным, как конструктор. И, кажется, попал в точку. 

Сюжет Дэниела Киза перенесли в городок, построенный из Lego. Главный герой, умственно отсталый Чарли Гордон — теперь желтый человек в кепочке. Такой маленький, что его не видно на ладони. 

Фигурку Чарли актеры передвигают вручную из одной игрушечной локации в другую: в лаборатории разыгрывают сцену операции на головном мозге, в игрушечной пекарне Чарли моет полы, в миниатюрном кабинете проходит тесты Роршаха... Это видеоспектакль: актеры — это съемочная группа, все происходящее на сцене транслируют на экран. Можно разглядеть все мелкие детали.

В 2022 году спектакль вошел в лонг-лист национальной театральной премии «Золотая маска». Билеты уже разобрали, попытать удачу можно только на входе в день показа.

Текст: Катерина Волкова, Лана Литвер, Ирина Агафонова

Фотографии взяты с официальных страниц театров-участников фестиваля