Это было красивое символическое событие, обозначившее новый статус места и новое отношение к исторической застройке в принципе: заходите свободно, здесь всем рады. Во дворе, который долгие годы был наглухо закрыт, поставили скамейки, чтобы можно было отдохнуть и почувствовать себя внезапно провалившимся в XIX веке. В центре современного города дом Рябинина стал, пожалуй, единственным историческим местом в формате открытого доступа.
Летом в доме открыли кофейню с морсом, варениками с капустой и неприкосновенной атмосферой дворянской усадьбы, особенно на деревянной веранде.
Во дворе усадьбы читали и разыгрывали пьесы современных драматургов (режиссерская лаборатория Молодежного театра «Контур»), устраивали хенд-мейд и зеленые маркет-ярмарки, свопы, выставки, джазовые джемы, поэтические вечера, представления плейбэк-театра и «СмотриТЕатра», показы мод, mini фест, гаражные распродажи, акции «Разделяйки», перваую птичью биеннале, открытые лекции об истории, кино и урбанистике, мастер-классы, рок-концерты и что только не.
Не было ни одного выходного, чтобы в усадьбе Рябинина было тихо. Можно было не заглядывать в афишу и просто наудачу пойти вечером, чтобы во дворике наверняка застать какой-то интересный движ.
«Проект „Усадьба Рябининых“ был задуман как способ диалога между городом и жителями. В фокусе — история и культура Южного Урала, локальные сообщества. Особое внимание, конечно, отводится истории архитектуры, и благодаря кейсу самой усадьбы («Том Сойер Фест» например) мы очень трепетно относимся к гражданским инициативам, особенно низовым», — говорит куратор проекта Анна Леготина.
В ноябре в пабликах усадьбы Рябинина появились сообщения, что проект поставлен на паузу. На какой срок? Зная упорство и неугомонность амбассадора проекта, экоактивиста Дмитрия Закарлюкина, мы связались с ним, чтобы задать все накопившиеся вопросы.
«Все очень просто. Лето было такой пробник. Сейчас мы и по сезонным условиям ограничены в мероприятиях, и по причине рефлексии: надо обдумать, что у нас получилось и чего не получилось. Проект оказался сложным с финансовой, с культурной и с сущностной стороны. Мне было важно выдержать баланс: не свалиться ни в коммерцию, ни в культпросвет-занудство. И что вышло? Баланс мы выдержали, но денег мы не заработали, а заработали кучу долгов. Проект не окупился», — рассказывает Дмитрий Закарлюкин.
Но сдаваться команда не собирается. По словам Закарлюкина, концепция пространства, которая оказалась очень востребованной, не изменится. Усилится так называемый экономический блок: планируется открыть сувенирную лавку с авторскими изделиями уральских мастеров, магазин-чайную, останется кофейня, но немного в ином формате, возможно, появится книжный с редкими изданиями.
«Мы не закрываемся ни в коем случае. Мы пересоберем команду и переживем кризисный момент. Я планирую еще больше раскрыть пространство, конюшни привести в порядок... Мне очень нравится то, что у нас получилось: это было черное пятно в центре города — а стало светлое», — говорит Дмитрий Закарлюкин.
Анна Леготина добавляет, что всё это время наряду с суперколлективным «Зеленым двориком» велась почти невидимая работа по сбору информации об усадьбе, поиск научных и не только публикаций, сбор архивных фотографий, интервью с жителями коммунального дома Рябинина советского времени. Нерв проекта сохранится: клубы по интересам, лекторий, выставки современного искусства и бесконечные разговоры о прошлом и совместные или совпадающие воспоминания отдельных людей — челябинцев и не только.
Пока не наступил теплый сезон, команда предлагает перезимовать в усадьбе оставшимся без постоянного места обитания ребятам из «Клоповника» и «Космобесяя» («Можно придумать своего рода теремок. Потому что такие институции для андеграунд-сообществ должны быть в городе!»), а также приглашает проводить в особняке корпоративные мероприятия, как новогодние, так и профессиональные, потому что из таких событий и складывается экономика проекта.