На улице Витебской, 4, напротив «Белого рынка» открылся новый итальянский ресторан. Райончик можно назвать гастрономическим кластером. Справа — ребрышковая от рэпера Басты, слева — «Хачапури тетушки Марико». Напротив — «Белый рынок» и «Уголь». В 2gis маячок входа в «Итальянку» стоит со стороны улицы Витебской — не верьте. Вам нужно в самую кипучую жизнь, где толпы людей в выходные, из всех окон музыка, а кто-то еще и танцует. Летом, конечно. А в осенний вечер понедельника тихо, пусто и… забронированы все столики.

У крыльца «Итальянки» стоит мотороллер Vespa. На таком (ну почти) Одри Хепберн и Грегори Пек в фильме «Римские каникулы» колесили по улочкам, ели мороженое и пудрили мозги господам полицейским. Можно прихватить с собой шляпу и шарфик, плюхнуться на мягкое сиденье, позировать, а потом перевести фотки в ч/б, чтобы не привлекать внимание синим цветом мопеда.



Проходим сквозь прекрасную стеклянную прихожую и попадаем в зал. И если прищуриться, то очень похоже на уличную кафешку в Италии: мозаичная барная стойка, арочные своды под потолком, на стенах — штукатурка цвета лосося и несколько фресок. Ощущение, будто ты потерялся где-то в закоулках Неаполя, ведь там столько этого рыбного розового цвета, пахнет морем, каменными стенами и геранью.



Из морока нас вылавливает администратор и все сотрудники ресторана, которые громко и тепло кричат Buongiorno! каждому вошедшему и Ciao! уходящему. Возгласы привлекают внимание всех гостей в зале. Если настроение у вас хорошее — подумаете, что вам тут чертовски рады, и это приятно. Если настроение не очень — станет неловко, будто вы на праздник в разгар застолья явились, да еще и в костюме гондольера.



Пока раздеваемся — разглядываем витрину с сырами. При ресторане работает сыроварня, так что под стеклом — вакуумные упаковки со свежей бурратой («вот-вот, буквально сегодня сделана»), моцареллой и даже сулугуни (42 рубля за 100 г, цена вполне соответствует магазинной). А еще здесь делают прошутто. Так, глядишь, и челябинско-итальянский хамон подоспеет.



На вечер все столики забронированы — на каждом из них стоит винная бутылка с пометкой о времени брони и именем гостя. Мы буквально на часок, так что нам находят местечко. В зале есть столики на четверых, для больших компаний и посиделок тет-а-тет. Маленькие столы стоят плотно, чтобы в любую минуту объединить застолье и начать праздник. Итальянцы, что с них взять?



У «Итальянки» кухня — открытая. Она сделана секциями с окошками выдачи, которые даже подписаны: antipasti, pizza, pasta. За стеклом один делает нарезку, другой крутит пасту, пиццайоло готовит тесто и суетится вокруг пузатенькой помпейской печи все того же насыщенного лососевого цвета. Эта «малышка» Morella стоит больше полумиллиона рублей и весит несколько сотен килограммов. Внутри — 400 градусов адского пламени, благодаря которым пицца готовится за пару минут.



К нам подходит улыбчивая Алена, спрашивает, что синьорины желают на ужин? Такую дружелюбную интонацию невозможно не подхватить: расплываюсь в улыбке, делаю комплимент цвету помады и принимаю «книгу лучших рецептов» — так здесь меню называют.



Картонная карточка украшена игривыми картинками, коллажами со звездами кино (Софи Лорен, Марлон Брандо) и итальянскими достопримечательностями. В меню — тартары, антипасти (домашнего приготовления, как понимаете), брускетты с рыбой, овощами, сырами и песто, салаты, ризотто. Есть мясо и рыба, супы, хлеб из печи и блюда для больших компаний, например гусь с ромом, сухофруктами и булгуром. Не уточнила вот, но, скорее всего, это блюдо делается по предзаказу. В карте напитков аперитивы, крепкие коктейли, вина по бокалам и специальное предложение для тех, кто любит просекко, но не любит следить за временем и порциями. Кажется, я знаю, куда пойти в пятницу с подругами.

Выбираю пасту (590 руб.), пиццу (620 руб.), ягодный лимонад (280 руб.) и десерт — шоколадно-вишневый торт (290 руб.).



Алена быстро приносит напитки и между делом спрашивает, может ли она угостить меня бокальчиком сухого или полусладкого? Так спрашивает, словно мы не в ресторане сидим, а в гости к ней пришли, развернули складные стульчики в гостиной и вот-вот попросим включить пластинку Челентано.

Кстати, музыкальный фон в ресторане вовсе не итальянский. Играет что-то ненавязчивое в духе плейлиста радио Монте-Карло: иногда совсем попса, иногда лаундж.

А я жду пасту. Макароны в «Итальянке» готовят тут же: месят тесто, разминают, делят на части, прогоняют через машину. Готовые мотки фрески чуть отдыхают на подносе, а потом отправляются в кастрюлю. И в итоге вы получаете свежайшее блюдо.



Мой заказ — паста с мидиями и кальмарами. При подаче и без того утопленную в соусе пасту отдельно посыпают крошевом пармиджано. Алена щедро сыплет ложкой крошки и кусочки и приговаривает, что настоящий пармиджано делают в одном конкретном итальянском регионе и наш русский пармезан никакого отношения к оригинальному сыру не имеет.



Текстура фрески практически идеальна — чуть плотная, с напитанным соусом верхним слоем. С морепродуктами повезло меньше: мидии в створках были резиновые, перемороженные, как из смеси «морского коктейля». Надеюсь, закупщики обратят внимание на этот момент.

В скором времени в «Итальянке» начнут подавать шоу-блюдо из меню — пасту-фреску в сырной голове. Подобная позиция есть в нескольких ресторанах Москвы и Санкт-Петербурга. Там повар выкатывает на тележке огромную голову твердого сыра, килограммов на 80. Нагревает серединку с помощью горелки. А когда сыр «плывет» — добавляет макароны альденте. Перемешивает и выскребает вам на блюдо пасту и весь сыр, что успел подплавиться. Еще и сверху сыром посыпает. И вы получаете самую сырную пасту, которая только бывает.


Несколько листиков базилика я уже съела

А на нашем столе появляется пицца с ломтиками тамбовского окорока, грибами и базиликом. Не так, с ГОРОЙ БАЗИЛИКА. Моя дочь кривится — она любит песто, о чем громко заявляет официантке Алене, а вот сырые листики не любит. И Алена радостно включается в диалог, называя блюда из меню, в которых есть песто. Уровень отзывчивости — итальянка.

К пицце подают два вида масла — зеленое с петрушкой и чесночное. Сильно на вкус блюда они не повлияли. Пухлую корочку удалось доесть только благодаря остаткам соуса из пасты.



Посидеть тихо в «Итальянке» не получится, как, знаете, и в большинстве кафе Италии, где хочешь или нет, а окажешься втянут в перепалку официанта и дворника, повара и зеленщика. В челябинском же ресторане постоянно громко здороваются и прощаются, а когда гости заканчивают трапезу, официант обязательно спрашивает, понравилось или нет. И если замечаний у гостя нет, то раздается вопль «Grande!» и аплодисменты. Мило, иногда неловко, но с чужими традициями спорить бессмысленно. Или принимаешь, или одеваешься и выходишь. А выходить, когда тебе вслед любовно тянут «Ciao», даже приятно.

Сотрудники редакции посещают заведения за свой счет и никогда не предупреждают о своем визите.