23 сентября в «Знамени» (в рамках #рыжегофеста) эксклюзивно крутили драму «Просточеловек» Яны Климовой-Юсуповой. Его нет в Сети, живет он только на российских и зарубежных фестивалях. В прокат картину не пускают уже второй год. Специально для челябинских зрителей «Просточеловека» показали с одобрения режиссера.
О безопасности авторы пекутся настолько, что пришлось лепить поверх фильма полупрозрачный водяной знак. Имя организатора показа, кинокритика Марии Онипкиной, указано в углу на экране от начала до конца.
«Это не мой двухчасовой бенефис. Это чтобы знали, кого казнить, если фильм попадет в Сеть, — меня», — смеется кинокритик Мария Онипкина.
Яна Климова-Юсупова — молодой режиссер, а «Просточеловек» (2022) — ее полнометражный дебют. Фильм снят без всякой поддержки, на личные деньги авторов. При этом в касте: Чулпан Хаматова, Галина Петрова, Юлия Меньшова и Евгения Симонова. Да и съемочная команда крутая: оператором, например, стал Семен Яковлев, который работал над «Летчиком» и «А зори здесь тихие».
«Просточеловек» — это инди-драма о матери. Точнее, о роли матери в жизни ребенка. По крайней мере, так кажется на первый взгляд. В центре сюжета — парень Саша. Мать оставила его в роддоме и сбежала. Он вырос, живет полной жизнью, все у него складывается круто: большая и светлая квартира, друзья, любовь и перспектива переехать в Барселону.
Но в глазах Филиппа Авдеева, исполнителя главной роли, — грусть, потерянность и отрешенность от всего.
Весь фильм он ведет себя так, будто максимально потерялся. Он не заинтересован ни в чем, не знает, чего хочет, и просто плывет по течению. И внезапно друг героя по детскому дому Серега находит в архиве данные о матери Саши. Она еще и живет в соседнем доме.
Саша потрясен и мечется: то хочет увидеть женщину, которая родила его, то оставить все как есть и уже скорее уехать.
Первая половина фильма — это вопросы, противоречивые эмоции и борьба с паническими атаками. Как себя вести? Что сказать матери? Или не говорить ничего?
После ночной тусовки он находит силы и приходит на адрес матери. А там, в старой советской квартире, живут и страдают от визитов коллекторов Надежда (Чулпан Хаматова) и ее мама Елизавета Васильевна (Евгения Симонова).
Предположительно Надежда и есть мама. Разбитая, наивная и несамостоятельная женщина с эпилепсией. Она несчастна, с трудом говорит и никогда не покидает квартиру. Ей вреден солнечный свет, и она иногда посматривает на улицу сквозь окна, заклеенные газетами.
Оказывается вдруг, что ее история даже более трагична, чем история Саши: со смертями, зависимостью, несчастной любовью. Фильм задает больше вопросов, чем дает ответов, и некоторые из них так и повиснут в воздухе. Режиссер ни на кого не показывает пальцем, никого не обвиняет и не оправдывает.
Вся вторая часть — волна противоречий, и эти волны разбиваются о скалу в виде финального твиста.
Картина идеально вгоняет зрителя в атмосферу душевных метаний и поиска себя, когда, уставший от моральных выборов, человек просто делает то, что ему подсказывает интуиция. Тема отношений сына и бросившей его матери только усиливает это чувство. А как поступать? Как я должен относиться к этому человеку? Мозг вскипает.
После фильма все равно перекручиваешь его в голове, остается грустный осадок. Несмотря на как бы хеппи-энд, финал открытый.
«Просточеловек» — это двухчасовая паническая атака, в конце которой зрителю нужна еще пара минут, чтобы восстановить дыхание. Главный герой не знакомится с матерью, за два часа он пытается заново узнать себя.
Зрители, которые первую часть фильма тихо переговариваются, ближе к финалу замолкают, их взгляды прикованы к экрану, некоторые утирают подступающие слезы. После титров — молчание.
— Давайте обсудим, или хотите посидеть подумать? — спрашивает Мария.
Зал какое-то время молчит.
— Хотим похлопать. Можно? — робко доносится откуда-то с первых рядов.
Челябинские зрители увидели в фильме простые, вечные темы: любовь, материнство и злую судьбу, которая разлучает родных и сводит вместе абсолютно разных людей. Братья по несчастью становятся близкими, настоящей семьей.
Фильм так и не дошел до больших экранов ни в России, ни где-либо еще. При этом у картины есть прокатное удостоверение от 8 апреля 2022 года.
«Предположительно, фильма нет в прокате, потому что там играет Чулпан Хаматова», — пояснила на показе кинокритик Мария Онипкина.
Ленту успешно крутят на фестивалях: на Bangkok International Film Festival (Таиланд, Бангкок), в North East International Film Festival (Ньюкасл) и в Femme International Film Festival (Лос-Анджелес, Калифорния). В России фильм стал призером международного фестиваля фильмов о правах человека «Сталкер».
Когда картина будет доступна (и будет ли) для массового зрителя — неизвестно. Пока ее можно увидеть только на редких закрытых показах, которых в Челябинске было всего два.