Черный пес Петербург — строчка Шевчука не выветривается из головы с первых минут и до финала спектакля «Петербургские повести» в постановке главного режиссера Челябинского Молодежного театра Ивана Миневцева. Премьера — сегодня, 29 сентября, в Молодежном театре, еще один премьерный показ — завтра, 30 сентября, билетов не достать.


Башмачкин сгибается от ветра. У ветра при этом есть очевидный источник

Затянутая в глухое черное сцена (она не станет ни светлой, ни цветной) и пронизывающий ветер.

Ветер надувает невесомые кулисы и свистит в ушах. Для Акакия Акакиевича Башмачкина (Ольга Телякова), которому и так несладко по жизни, режиссер приготовил специальный промышленный вентилятор на колесиках и приставил человека с огромным носом, который преследует беднягу, куда бы он ни шел: ни спасешься, ни укроешься. Запомним этот нос.

Ночь, улица, фонарь и ветер — вот такой примерно ландшафт. И чугунные витые ограды Петербурга (художники Антон и Елена Сластниковы).

Акакий Акакиевич примеряет новую шинель

Сам Иван Миневцев не раз признавался в любви к Петербургу. Он прожил там много лет и говорил, что его ощущение от города совпадает с гоголевским: неприветливый, пронизывающий, бесчеловечный город. 

«Гоголь — прародитель абсурда. Ну что это: нос ходит по городу? И его мир живой и дышит, он наполнен всем тем, чем наполнены мы. И хочется этот мир увидеть, почувствовать и пожить в нем. Интересно с таким пространством поработать, я благодарен прекрасным художникам Антону и Елене Сластниковым: мы создали его вместе», — говорит Иван Миневцев.
Повести Гоголя не сценичны ни разу, в отличие от пьес. Поэтому мастерство драматурга Анастасии Букреевой состояло в том, чтобы переплести три знакомых сюжета в один и рассказать театральным языком.

Безносый майор Ковалев (Вячеслав Косарев), титулярный советник Акакий Акакиевич Башмачкин (Ольга Телякова) и молодой художник Пискарев из «Невского проспекта» (Денис Саратников) ведут каждый свою отдельную сюжетную линию, и они естественным образом заплетаются, как волосы в косу. Не составит никакого труда следить за перипетиями их судеб, даже если вы последний раз читали повести Гоголя в шестом классе.


Справа — несчастный майор Ковалев в поисках носа

И вот в этом темном до пропасти Петербурге, где человека видно только под треугольным лучом прожектора, каждый проживает свою судьбу: один копит на новую шинель, другой мечтает о возлюбленной из дома свиданий, третий  — да, ищет нос. Никто из них не маленький — обыкновенные люди, нормальные, вполне социализированные.

И вот Петербург у Миневцева — постепенно — населяется страшно носатыми людьми. Помните, были такие игрушечные очки с прицепленным носом, нарочно огромным? Иногда еще усы снизу приклеивались, для смеха? Вот такие накладные носы в спектакле носит весь Петербург: и сексапильные дамочки из дома терпимости, и их кавалеры, и чиновники, и полицейские, и знать. Даже не сразу понимаешь, когда и как, — но носы выросли у всех.


Приглядитесь: у всех носы


На первом плане — Акакий Акакиевич за сверхурочной работой (копит на шинель)

Почти у всех.

На отчаянно замерзшего на ветру Акакия Акакиевича этот накладной нос сотоварищи надевают чуть ли не силой. Он сопротивляется, но недолго. А потом все же снимает (чтобы никто не видел). В процессе мы заметим, что все три главных героя обходятся без носов, особенно несчастный Ковалев, прикрывающий срам плащом.

Нос, по версии авторов спектакля, в гоголевском Петербурге станет меткой: свой — чужой. Мало того, полицейский прямо говорит Башмачкину: 

«Ваш нос оскорбительно мал! Согласно последним предписаниям, вам положен штраф. Вы определенно опасный для общества элемент!»


 
Нос — отдельный персонаж, в точности по Гоголю: в мундире, треуголке с эполетами и высоких штиблетах он расхаживает по Петербургу и разговаривает человеческим голосом. Таким голосом, которого все отчего-то слушаются. Хотя никто не понимает, это что/кто вообще такой. Бутафорский нос с ногами.

Он тенью ходит, ничего особо не делает, но все откуда-то знают, что это нормально.

Это ему, чучелу, сбивчиво и виновато, на каждом предлоге заикаясь, объясняет безносый майор Ковалев, что ему как бы это вроде как не очень удобно жить без носа. Персонаж без головы и с ногами пафосно пожимает плечами: дескать, носа нет, но вы держитесь как-то, милейший.

Это к ним, торжественно остроносым, на одно лицо куклам-чиновникам приходит, приседая от собственной наглости, раздетый Башмачкин. И тоже кланяясь на каждом слове, заикаясь — того, этого, так как же, — просит найти тех грабителей, что раздели честного человека на ветру темной ночью. 


На прием к значительному лицу — только через канцелярию, а там отказывают 

В этом спектакле, конечно, отдельное счастье — работа Ольги Теляковой, ставшей в два раза ниже в мешковатых штанах, дурацких ботинках и с проплешиной. 

«Режиссер Иван Сергеевич (Миневцев), конечно, поверг меня в шок, когда эту роль предложил. И я до сих пор в шоке, не могу отделаться. Я даже дома хожу, как Акакий Акакиевич, и так разговариваю. Лысоват, рябоват, рыжеват — все у Гоголя написано. Хорошо, что сейчас нет других спектаклей — думаю, как бы я вышла Татьяной Лариной в „Онегине“ из вот этого образа? Но я очень благодарна режиссеру, что он в меня поверил. Рисковый человек», — рассказала незадого до премьеры Ольга Телякова.
Сам Миневцев говорил, что, когда придумал этот ход — актриса Ольга Телякова в роли титулярного советника Башмачкина, — у него сложился замысел спектакля.



Никто не услышит человека. В космическую черноту будет кричать Акакий Акакиевич: «Да как же это! Да что же это!» На карачках поползет по железному подиуму заявить о своем праве на шинель. И тут же в утробной позе и затихнет, пока значительная персона с незапоминающимся лицом будет рассказывать:

«Чтобы кто-то на Невском проспекте вот так взял и снял шинель? Это вам кажется. Нам кажется. Всем кажется. А за дальнейшее распространение слухов положено наказание».

Ничего не напоминает?

Никого не пощадят ни Гоголь, ни Миневцев, ни черный пес Петербург, ни люди с симметричными носами и мозгами, кланяющиеся большому Носу. Это несовпадение мироустройств авторы выражают отчаянно: как несовпадение черного и белого, причем черного в «Петербургских повестях» — пропасть, хоть ввысь, хоть вглубь, хоть куда. Едва-едва из тьмы выхватит фонарь человека, да и то ненадолго.

Тем горче прозвучит финал — разоблачение бутафорского носа на ножках, под которым окажется маленький человек в спортивном белье, ужасно смущенный без своего массивного прикрытия. Петербуржская публика с недоумением снимет с себя носы, рассказывая друг другу, что, как внезапно выяснилось, в них не было и нет никакой общественной пользы. Кто бы мог подумать, право!


Влюбленный художник тоже печально закончит

Так Челябинский Молодежный театр заново открыл великую классику из школьной программы и новый театральный сезон. Ближайшие спектакли, после премьерных, — 19 и 20 октября.