Под самый конец лета Театральное пространство Свободы Алексея Тетюева представило новую постановку «Лето. Август. Навсегда», в которой играют только подростки — ученики театральной студии. В авторской фантазии драматурга Дарьи Метелицы смешались «Вино из одуванчиков» Рэя Брэдбери и «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери.
Темы и месседж вечные: счастье, непонимание между детьми и взрослыми и уходящее навсегда лето.
Играют спектакль в просторном лофте на Svoboda2, сцены нет. В центре возвышается огромный светящийся одуванчик. Тема этого одуванчика пронизывает действие насквозь: дети собирают еще желтые цветки, из которых дедушка потом сделает вино, маленькому Дугласу (он же герой повести Брэдбери, он же тут Маленький принц) дают сделать глоток того самого вина, чтобы навсегда сохранить моменты уходящего лета. Позади сцены — небольшой подиум.
В зале нет свободных мест. Кому сидений не хватило, стоят позади и изредка встают на носочки, чтобы увидеть происходящее на сцене.
Начинается все как детская сказка, где седой дедушка со своей супругой (подозрительно похожие на солнце и луну) сидят на крыльце и умиротворенно наблюдают за цветами на лужайке и играющими детьми.
Девочки-цветы танцуют, детвора бегает в догонялки и носится по помойке. Все ярко и довольно наивно. Параллельно ювелир Лео суетится, чтобы сделать машину счастья. Он ходит из стороны в сторону и советуется со зрителями из первых рядов.
Да, местами персонажи здесь ломают четвертую стену, общаются со зрителями напрямую и задают наводящие вопросы. Зрители, правда, держатся скромно и теряются, как школьники без домашнего задания. (При этом сюжет никак не страдает от отсутствия интерактива и по-настоящему хороших решений — например, когда одного из зрителей заставляют стрелять в фокусника из пистолета.)
Одуванчик в центре ярко светится. Когда кто-то из персонажей касается стебля — цветок начинает говорить детским голосом и рассуждать о счастье. Но все как будто забывают об этом через секунду после прикосновения и дальше идут по своим делам.
Поначалу взрослые, сидящие в зале (а их большинство), смотрят спектакль несколько смущенно. Кажется, что история — для детей, от начала и до конца.
Но как только на сцену выходит старый полковник, история резко меняется в тоне. Дети ищут машину времени на свалке. И встречают его. Просят рассказать какую-нибудь интересную историю. Старик в военном камзоле и рваной балаклаве на голове выпрямляется на подиуме в глубине сцены.
Полностью гаснет свет. Зал освещают только ярко-красные фонари, а сцену заполняют люди в странных мешковатых балахонах. Лица мрачные, в руках — цинковые тазы. Они бьют в них, как в барабаны, и грохот металла аккомпанирует рассказу старого солдата. Он говорит о гражданской войне, которая была когда-то и где-то. Пытается вспомнить что-то кроме боли. Зал слушает не дыша.
«Никто и никогда не выигрывает в войне. Все без конца терпят поражение. И тот, кто потерпел его последним, — просит мира», — сурово, срываясь на крик, выдает незнакомый старый полковник.
Эта сцена пролетает, и нас как будто возвращают к лету, к детству, к ребяческим играм. Но… все теперь кажется фальшивой декорацией. Детские считалки и смех совсем не приносят того беспечного ощущения. Спектакль чуть ли не бьет по зрителям. Выбивает воздух из легких каждой сценой. Внезапная смена тональности заставляет читать между строк. Где тут история про детство?
Мы видим, как вдруг всем становится не до игр: взрослые делают то, что им положено, — работают и следят за хозяйством. Постоянные разговоры о какой-то машине счастья только действуют на нервы. Дети безнадежно стараются напрасно продлить лето и не хотят отпускать друг друга. Август кончается, пора разъезжаться. За летом кончается дружба. Все заканчивается — и навсегда.
От бури переживаний Дуглас падает в обморок. В своем сне он — Маленький принц. Мальчик встречает персонажей сказки Экзюпери: Короля, Звездочета, Честолюбца и Лиса.
«Люди не хотят создавать, они покупают все в магазинах. Но ведь нет таких магазинов, где торговали бы друзьями, и потому люди больше не имеют друзей», — говорит Лис Дугласу и светит ему фонариком прямо в глаза.
Зал затихает. Руководитель театра Алексей Тетюев стоит в глубине зала, обхватив руками голову, и тихо восхищается игрой учеников. Все, дети и взрослые, неотрывно следят за происходящим.
И только оказавшись в финале, глядя на горящую машину счастья, все понимают, что главное счастье — это дети, семья и дружба. А пережитые моменты лета и чувства останутся навсегда. Их не нужно пытаться складывать на чердаке, как вещи, которые больше никогда не пригодятся. По ощущениям, зрители даже меньше моргают, чтобы уловить все.
Сюжет постановки почти полностью повторяет «Вино из одуванчиков». Герои те же, смыслы и события — тоже, а история «Маленького принца» красиво вплетена в образ главного героя, наивного мальчика.
Его волнуют глупые детские вопросы, которые оказываются не такими уж детскими. И хоть Маленький принц почти не фигурирует в постановке, сцены с ним усиливают главные темы спектакля — дружбу, одиночество и огромную пропасть между взрослыми и детьми.
Спектакль «Лето. Август. Навсегда» специально представляют в два последних летних дня. Постановка не детская. Она для всех. Подтверждают это зрители, которые несколько минут хлопали актерам стоя, попутно утирая слезы.