«Очень хочется, чтобы наступило ощущение нормальности жизни в наше ненормальное время. Хочется, чтобы пришел зритель, чтобы состоялся открытый разговор, как всегда на „Камерате“», — так сформулировала идею главный режиссер Камерного театра Виктория Мещанинова, которая 30 лет назад и открывала первый фестиваль камерных театров.
В этом году фестиваль впервые учредил свой символ — статуэтку «Ангел театра» работы скульптора Андрея Старцева, которую вручали победителям в каждой из десяти номинаций.
Задуманная когда-то как фестиваль театров некрупных форм, экспериментирующих и ищущих доверительную интонацию, «Камерата» умудрилась сохранить этот смысл и при этом показать челябинской публике очень разный театр в концепции «Легенды и открытия», как и было заявлено.
Приехал Николай Коляда со своим «Коляда-Театром». Он проходил по категории «Легенды», поскольку лет 20 назад как раз привез на челябинскую «Камерату» свой новорожденный частный театр. Его «Тарас Бульба» открывал фестиваль.
«Громкий, энергетически сногсшибательный „Тарас Бульба“ — это настоящий театр большой формы, большого стиля, полный яростной энергии. Да, это типичный Коляда, и должен сказать, это одна из самых сильных работ за всю историю его яростного театра», — так оценил спектакль программный директор «Камераты» и член жюри фестиваля Владимир Спешков.
Сокрушительный «Тарас Бульба» три часа держит зрителей в оцепенении от буйной, дурной силы, ведущей героев прямиком на погибель. Николай Коляда предупредил, что на его спектакле рыдают одинаково и красные, и белые, нисколько не преувеличив: боль утраты, безвозвратность убитой жизни опустошает одинаково всех.
Коляда сказал, что мнение критиков его не интересует: только публика имеет значение. Театр все 20 лет — частный и живет только на выручку от проданных билетов (и сувениров). Публика встречала и провожала «Тараса Бульбу» овациями. Спектакль стал лучшим в номинации «Лучшее пластическое решение» (хореограф-постановщик Елена Коротаева) и «Лучшая режиссерская работа» (Николай Коляда).
Из спектакля «Бесы» (Никита Золин, Озерский Театр драмы «Наш дом»)
Классика на нынешней «Камерате» звучала дерзко и современно. Озерский театр «Наш дом» представил постановку молодого режиссера Никиты Золина «Бесы» по одноименному роману Достоевского. Действие происходит в XXI веке: вот вам телеграм-чат, вот аэропорт, вот мемасики, вот костюм Adidas. Зрители сидят на сцене, чтобы происходящее было максимально близко.
«Про что ваши „Бесы“, чем они необычны сценически?» — спрашивали мы молодого режиссера Никиту Золина, когда он только репетировал спектакль.
Чат в «Телеграме» из спектакля «Бесы» (Никита Золин, Озерский Театр драмы «Наш дом»)
«Современный контекст, большая сцена, много трешовых моментов. И зрители все в действии — они прямо на сцене сидят, таким коридором. „Бесы“ — не простая работа. Я для инсценировки перелопатил весь роман. Не стал брать уже готовые сценарии, а провел свой разговор, поработал с автором без посредников. Выбрал основную линию Ставрогина и Верховенского. Про экстремистов, границы добра и зла. А дальше — все от зрителя зависит. Никаких прямых ответов», — ответил Никита Золин.
Получилась вечная история о манипуляторах, носителях бесовских идей и их обреченных жертвах, о безумии, исход которого предрешен. Ошеломляющая история с железным привкусом крови на губах.
«Родерик» Алексея Вотякова (Магнитогорский театр драмы)
Спектакль Магнитогорского театра драмы имени Пушкина «Родерик» (по Мартину Макдона) Алексея Вотякова вызвал смешанные чувства. Были зрители, которые, не в силах вынести натуральный мордобой, уходили из зала.
Члены жюри осторожно назвали постановку любопытной, заметили, что над ней хорошо бы еще поработать, а театральная публика разошлась во мнениях: насколько приемлемо разбивать бутылку о голову актера, крушить об спину стул так, что он разлетается в куски, а также душить партнера, лежащего на полу. Даже если дело происходит в условной ирландской деревушке, как обычно у Макдона.
«Родерик» Алексея Вотякова (Магнитогорский театр драмы)
Этот спектакль отмечен в номинации «Лучшее музыкальное оформление» — там потрясающе играет живая рок-группа в самом классическом стиле рок.
С аншлагом сыграл два спектакля пермский театр «У Моста»: «Калека с Инишмана» и «Вий», причем второй сыграли дважды, последний раз — в полночь в Камерном театре. И не было ни одного свободного места, даже на откидных стульчиках. Театр Сергея Федотова — тоже старинный друг фестиваля «Камерата», примерно того же возраста. На спектакли «У Моста» в Челябинске билеты всегда уходят влет.
«Вий», режиссер Сергей Федотов, театр «У Моста», Пермь
Классический гоголевский текст сохранен, история рассказана страстно, ужас соблазнения и непобедимой женской власти нагнетается так эффектно, что когда Панночка начинает раскачиваться в гробу, как на качелях (главное фото), то полное ощущение, что гроб в свете прожектора сейчас оторвется и просвистит над головами. Актеров после спектакля можно было выжимать, некоторых зрителей тоже.
«КУБ», спектакль Камерного драматического театра, г. Губаха, Пермский край
Отдельным событием фестиваля «Камерата» стала постановка из небольшого городка Губаха Пермского края под названием «КУБ». Во-первых, спектакль основан на воспоминаниях местных жителей, когда-то работавших в шахтах, ныне заброшенных. Во-вторых, его играли на необычной площадке: в Доме культуры имени Кирова в Копейске. В-третьих, в 2022 году он был номинирован на «Золотую маску».
«Мы немного беспокоились: все же огромный зал в Копейске, мест на 500, колонны, лепнина, высоченные потолки, и зритель большей частью молодой: школьники, а не шахтеры. Но с каким вниманием, с каким трепетом они смотрели! Я видела, как зал буквально превращается в ухо. Случился контакт на очень высоком уровне. Уверена, что если бы играли „Куб“ четыре раза, каждый раз был бы полный зал, сработало бы сарафанное радио, как всегда с классными постановками»,— отметила председатель жюри фестиваля, театральный критик, член экспертного совета «Золотой маски» Екатерина Морозова.
Спектакль «КУБ» был удостоен специального приза жюри «За талант и смелость в осмыслении исторической памяти современным театральным языком».
«Счастливую Шарлотту» Казанского ТЮЗа сыграли в баре Baccara, в главной роли Елена Калаганова
На «Камерате» сыграли два моноспектакля, и оба были удостоены статуэток за лучшие актерские работы: и «Счастливая Шарлотта» в постановке Радиона Букаева, и необыкновенный «Дервиш» Буинского драматического театра из Татарстана, сыгранный на русском и на татарском языках.
«Одно из открытий фестиваля — спектакль „Дервиш“! Немецкие, французские спектакли на „Камерате“ были, а театр на татарском языке представлен впервые. Вообще, должен заметить, что Татарстан — территория с огромной театральной культурой, там театров в несколько раз больше, чем в Челябинской области. „Дервиш“ привез театр из малого татарского города Буинска с харизматичным лидером Раилем Садриевым, с хорошей режиссурой Тимура Кулова. И это был особенный моноспектакль», — подчеркнул член жюри фестиваля, член экспертного совета «Золотой маски» Владимир Спешков.
«Дервиш», в главной роли Раиль Садриев (Буинский государственный театр драмы, Татарстан)
Гран-при фестиваля «Камерата-2023» вручили авторам спектакля «Смит и Вессон», удивительной постановке Омского театра драмы, на которую даже не продавали билеты. Дело в том, что этот спектакль играется в закрытой капсуле, куда вмещаются только четыре актера и 35 зрителей.
«Смит и Вессон», Омский академический театр драмы, режиссер Георгий Цхвирава
Омский академический театр драмы критики называют лучшим драматическим театром России за пределами Садового кольца.
Главное, что отмечали гости, участники фестиваля и критики, — челябинский зритель: думающий, ищущий, открытый театру.
«У вас прекрасный зритель. Такой зритель, которому всегда мало и хочется большего. Я видела и театралов почтенного возраста, и молодую публику, выбирающую отдельные события. В Челябинске умный и взыскательный зритель, готовый воспринимать разную эстетику, разный театральный язык», — резюмировала председатель жюри фестиваля Екатерина Морозова.
С коллегой солидарен и Владимир Спешков: «Челябинская публика всегда ждет фестиваль, потому что это возможность получить новые театральные впечатления. Не потому, что в Челябинске плохие театры, совсем нет. Просто потому, что они другие, и это нормально. Театр может и должен быть разным».
Актер Камерного театра Никита Савиных с праздничным фестивальным тортом на церемонии закрытия
Главный режиссер Камерного театра Виктория Мещанинова свои впечатления сформулировала так:
«Театр — это зеркало. Иногда полезно смотреть в зеркало и отвечать себе на вопрос, кто ты такой. Это очень трудная работа для людей. Наша ошибка в том, что мы не отрефлексировали целую эпоху. Такой груз трагедий потащили за собой, что... оно сейчас все и взорвалось. Театр растерян. Но он должен тревожить, потому что он решает проблемы сегодняшнего дня и сегодняшнего человека. Театр никого и ничего не переделает, но он тревожит там, где есть душа. Зритель может даже не понять, что его вдруг взволновало и беспокоит, но разумный человек отрефлексирует беспокойство»,— подытожила Виктория Мещанинова.