1 и 2 октября на сцене Концертного зала имени Прокофьева состоится премьера спектакля «Аркаим» в исполнении Государственного ансамбля танца «Урал».

С художественным руководителем ансамбля Светланой Лукиной мы поговорили об истории создания спектакля, которому 15 лет, о том, какие изменения претерпел сюжет и почему так важна эта постановка сейчас.


— Чья же это была идея — поставить «Аркаим»? 

— В 2008 году об этом заговорил Борис Николаевич Соколкин, он тогда был художественным руководителем ансамбля танца «Урал». Мы с Алексеем (Алексей Разин, хореограф и супруг Светланы Лукиной. — Ред.) были простыми репетиторами. Об Аркаиме тогда знали, конечно, но скорее научная общественность, чем массовый зритель. Художественного образа этого места, этого явления не было.

Соколкин встречался с археологом Геннадием Здановичем, с поэтом Константином Рубинским, с композитором Татьяной Шкербиной. Рубинский написал либретто, Татьяна Шкербина — музыку в соавторстве с Рубинским. Борис Николаевич Соколкин, к сожалению, не успел осуществить свою идею, и директор филармонии Алексей Пелымский все поручил нам с Алексеем. А мы молодые балетмейстеры. Боже, как было страшно! Из Петербурга пригласили  Сусанну Цирюк, известного режиссера, эксперта «Золотой маски». Она ставила, а мы работали как хореографы.

— А что за историю придумали?

— Авторы решили столкнуть на Аркаиме прошлое и настоящее. Обыграть модное в те годы увлечение оккультными практиками, сектантство. Главный герой — наш современник археолог Андрей — находит амулет, который открывает путь в прошлое. Есть еще и лжемиссия, которая приводит в это прошлое, на Аркаим, целую толпу молодежи. Андрей влюбляется в жрицу Ясну, но толпа сектантов убивает ее в борьбе за амулет. Жители Аркаима сжигают свой город и уходят. Слоганом спектакля была фраза «Мы в ответе за прошлое».



— Это ведь одна из версий, почему люди ушли из Аркаима.

— Да, и авторы взяли ее как основную: вот поэтому мы в ответе за прошлое. Да, финал печальный. Город сожжен, все ушли, Андрей остается на сцене один. Никакого хеппи-энда.

Режиссер Сусанна Цирюк была с нами на связи и, когда приехала посмотреть, что у нас получилось, сказала Алексею Пелымскому: «Они себе цены не знают». А это была наша первая самостоятельная работа! Нас это очень здорово вдохновило тогда. 

— Сейчас вы изменили ход сюжета?

— Немного. «Аркаим» по ряду причин был снят с репертуара. Но сейчас мы понимаем, что пришло его время. Да и коллектив готов: спектакль непростой, он требует примерно сорока танцовщиков, причем отлично подготовленных технически. Сейчас мы можем его играть. Тем более история с Аркаимом получает новое звучание: это не только наша, это мировая история и изюминка Челябинской области.



В январе мы собрались обновленным авторским коллективом: режиссер Диана Малышева, художник Николай Осминов (Театр драмы), Константин Рубинский, Татьяна Шкербина и мы с Алексеем. Спорили, дебатировали по четыре-пять часов. Понятно, что мода на оккультизм устарела, и нужно придумать то, что откликнется у зрителей сейчас.

Спорили, дискутировали и поняли, что, по большому-то счету, суть вещей не изменилась, только люди теперь зомбированы другими вещами: у них цифровая зависимость. Главным героем останется Андрей, и Ясна будет, и будет та же толпа, которая разрушает, топчет, не чувствует связь времен и хайпует на чем угодно.

Амулет мы превратили в древнее колесо: это и для жителей Аркаима сакральный предмет, и в принципе символ переноса во времени. И конечно, в фойе на премьерные показы непременно поставим знаменитую синташтинскую колесницу.



— А правда, что однажды ансамбль уже танцевал «Аркаим» на Аркаиме?

— Правда. Мы приезжали специально для BBC. 

— Ваш супруг и коллега Алексей Разин рассказал, что на земле танцевать физически невозможно, танцорам нужна безупречно ровная поверхность.

— Абсолютно верно. Больше того, на траве и кочках танцевать просто запрещено, это травмоопасно. Мы танцевали тогда на крошечной сцене. К ней с одной стороны подогнали грузовик, и танцоры в кузове переодевались. Мы показали тогда несколько отрывков, специально для съемочной группы. Из зрителей был, по-моему, только директор «Аркаима» и, может, завхоз. Мы даже видели сюжет, который потом вышел по телевизору: наше выступление заняло примерно секунды три. Было очень обидно: мы организовали очень сложный выезд всего коллектива.

Но наш продюсер и директор филармонии Алексей Пелымский, кстати, предполагает, что мы на следующий год там станцуем еще раз. Проблем, действительно, много, но неразрешимых нет. Значит, замостят ровный настил, привезут генераторы… 

И летом следующего года мы будем танцевать «Аркаим» на Аркаиме.



Хореографическая притча «Аркаим» восстанавливается при поддержке губернатора Челябинской области Алексея Текслера.