В рамках заседания Правительственной комиссии по региональному развитию под руководством заместителя председателя правительства Российской Федерации Марата Хуснуллина заявку от региона представил губернатор Челябинской области Алексей Текслер.
«Правительством Челябинской области разработан инфраструктурный проект „Комплексное развитие территорий Челябинской агломерации“. Речь идет о реконструкции трамвайной сети и строительстве новых линий, модернизации троллейбусной сети, обновлении подвижного состава, а также реализации проекта метротрамвая с интеграцией в трамвайную сеть в Челябинске. Все наши заявки отработаны с федеральными исполнительными органами власти, эффекты очевидны. Это даст серьезный импульс развитию областного центра и всей челябинской агломерации», — подчеркнул Алексей Текслер.
На федеральном уровне заявка Челябинской области была одобрена. Средства инфраструктурных кредитов планируется направить (в текущих ценах):
4,2 млрд руб. — проект комплексного обновления троллейбусного парка, включая строительство нового троллейбусного депо.
46,7 млрд руб. — реализация проекта метротрамвая, включая стротельно-монтажные, проектно-изыскательские работы.
3,3 млрд руб. — приобретение трехвагонных метротрамваев.
22,4 млрд руб. планируется направить на комплексное обновление трамвайных линий Челябинска и реконструкцию трамвайных путей, реконструкцию трамвайных депо, реконструкцию тяговых подстанций, установку новых трамвайных платформ, полное обновление трамвайного парка с приобретением полностью нового подвижного состава. Предусмотрено также строительство новых трамвайных линий в развивающиеся районы города.
«Я поддерживаю проект, можно сказать, мы с Алексеем Леонидовичем соавторы этого решения с метротрамваем, когда спустились под землю и приняли решение. Хорошо, что Челябинская область отработала этот вопрос», — отметил заместитель председателя правительства РФ Марат Хуснуллин.
Опрошенные ИА «Первое областное» эксперты положительно отозвались о заявке, представленной правительством региона.
«Честно говоря, я не помню, чтобы в современной, как минимум российской, истории Челябинска властям региона удавалось не просто заявить настолько масштабный инфраструктурный проект, но и привлечь под него федеральные средства. Даже больше: несмотря на сложность сравнения разных эпох и разных денег, вполне можно вести речь о том, что в своей совокупности — метротрамвай, обновление трамвайной инфраструктуры, обновление троллейбусного парка и так далее — проект по модернизации системы общественного транспорта в Челябинске — крупнейший за всю историю города. И хотя указанные цифры, конечно же, скорее приблизительные (точнее можно будет говорить после окончания всех изыскательских и проектных работ), но сам масштаб более чем впечатляющий. При этом, видя аналогичные проекты, которые были воплощены в других городах (например метро в Самаре и Екатеринбурге), видно, что порядок цифр и сумм вполне адекватен и соответствует затратам на подобные проекты в других регионах», — считает советник губернатора Челябинской области, эксперт в области общественного транспорта Дмитрий Чудиновских.
Как отмечает руководитель Научно-образовательного центра развития региональных социально-экономических систем Института экономики УрО РАН и ЧелГУ Сергей Гордеев, решение по достройке челябинского метро экономически оправдано. Решение транспортных проблем, по мнению эксперта, должно быть комплексным.
«Вопрос не в количестве денег, а в эффективности их вложений. Оставлять метро в текущем состоянии было бы глупо, потому что оно каждый год съедает много денег на свое содержание. Достраивать его в первоначальном варианте — тоже неправильно. Оно было заточено на то, чтобы возить людей с северо-запада на ЧТЗ. Теперь это направление не востребовано. Нужно использовать федеральные средства так, чтобы эффекты от строительства метро были максимальными. Нужно увязывать эту работу с изменением пространственной структуры города и транспортных маршрутов. Это большая и сложная работа, но ей надо заниматься, откладывать до бесконечности нельзя», — говорит Сергей Гордеев.
«Я не финансист, но очевидно, что при отсутствии у региона серьезных долговых обязательств привлечение более чем льготных по своим условиям инфраструктурных бюджетных кредитов (выдаются по ставке не более 3% годовых и сроком погашения до 15 лет. — Прим. ред.) более чем оправданно, даже в таком, казалось бы, серьезном объеме. Давайте откровенно: собственных ресурсов на такое строительство у нашей области нет, да и если бы были — вырывать их из собственной экономики нецелесообразно. Тогда почему бы не привлечь федеральные ресурсы? Хорошо, что это удается делать. Так даже дешевле выйдет, учитывая инфляцию и курсы валют», — считает Дмитрий Чудиновских.
По мнению доцента кафедры «Эксплуатация автомобильного транспорта» Южно-Уральского государственного университета Николая Горяева, многие города стали претендовать на федеральную поддержку по развитию общественного транспорта.
«Можно сказать, что решения в пользу Челябинска связаны с тем, что мы представили более проработанные и интересные заявки. Мы много времени потратили на создание новой схемы развития общественного транспорта Челябинской агломерации, и наша работа была вознаграждена», — отмечает Николай Горяев.
«Модернизация транспортной системы коренным образом изменит Челябинск. Даже небольшие шаги, которые уже сделаны — например, оснащение новыми автобусами самого популярного в городе маршрута № 64 привело к резкому росту пассажиропотока на нем и, как следствие, привело к росту выручки. Эффект же, который со временем принесет строительство метротрамвая, модернизация электротранспорта и обновление инфраструктуры, будет не только экономический, но и комплексный, поскольку качественно улучшит жизнь жителей столицы Южного Урала. У нас есть шанс стать в плане транспорта и мобильности лучшим городом-миллионником в стране», — уверен Дмитрий Чудиновских.