Из-за острого дефицита инженерных и рабочих кадров на предприятиях Челябинской области началось ралли зарплат: с начала года, по данным регионального ГУ по труду и занятости населения, размер предлагаемых в вакансиях зарплат на производстве вырос в среднем в 18—20% и составляет порядка 40—42 тыс. рублей. А в некоторых секторах экономики, таких как строительство, ресторанный и гостиничный бизнес, размер зарплатных предложений увеличился в полтора раза.
«Предприятия оборонного комплекса пока отстают от рыночных трендов, так как там процессы более инертные, формализованные. Но в следующем году именно сфера гособоронзаказа станет драйвером роста зарплат, который обязательно переложится в целом на производственную сферу. Самые востребованные профессии — межотраслевые: ремонтники, электрики, сварщики требуются на любом производстве. Кадровый кризис налицо, причем серьезный — достаточно взглянуть на растущую динамику потребности предприятий в кадрах. И в ближайшие пять — восемь лет ситуация вряд ли ощутимо улучшится», — констатирует руководитель главного управления по труду и занятости населения Челябинской области Владислав Смирнов.
Как отмечает управляющий партнер кадрового агентства «ТИРС» Екатерина Карпенко, количество резюме на крупнейших рекрутинговых платформах осталось примерно на прежнем уровне, однако это не значит, что все соискатели находятся в поиске и готовы сменить работу: для специалистов это просто возможность оценить свою стоимость на рынке труда.
«Кроме того, есть целые секторы, которые крупнейшие рекрутинговые платформы пока попросту не видят, — к примеру, рабочий персонал. При этом так называемые „синие воротнички“ достаточно серьезно представлены на сайтах бесплатных объявлений. Дефицит рабочих рук на производстве обусловлен как демографической ямой, так и падением престижа рабочих специальностей: за последние десять лет не вышло ни одного фильма, который прославлял бы человека труда. Сегодня молодежь поголовно мечтает стать блогерами. Эта повестка упущена», — говорит Екатерина Карпенко.
Как свидетельствуют данные социологических опросов, сегодня порядка 70% выпускников вузов мечтают открыть собственное дело. «Это тоже вызов для производственного сектора — наемный персонал истончается. В регионе за последние два с половиной года зарегистрировано 137 тысяч самозанятых. Не все из них, конечно, совсем ушли из найма. Но и игнорировать этот фактор уже нельзя: причем в предпринимательство уходят самые интересные кадры: инициативные, интеллектуально развитые, активные, с созидательной энергетикой», — говорит Владислав Смирнов.
По мнению эксперта, предприятиям придется серьезно переориентировать кадровую политику и заняться привлечением и переобучением работников из совершенно других сфер. Стоит отметить, что с недавнего времени предприятия Южного Урала получили возможность компенсировать затраты на наставничество. Компании, в которых проходят обучение начинающие специалисты в возрасте до 35 лет под руководством прикрепленных к ним опытных сотрудников, могут подать заявки в главное управление по труду и занятости для предоставления им региональных субсидий на оплату труда наставников и уплату страховых взносов в госфонды. Размер субсидии на оплату труда наставника рассчитывается пропорционально отработанному времени наставника и не может превышать 20 388,73 руб. и выплачивается в течение трех месяцев. Работодатель за год может подать до десяти заявок на участие в отборе. Такими выплатами уже воспользовались Челябинский электрометаллургический комбинат, «Равис — птицефабрика „Сосновская“», «Радиозавод», Челябинский механический завод, «УПИ-Ариант» и другие предприятия.
В новом спецпроекте информагентства «Первое областное» крупнейшие предприятия региона рассказывают об актуальных вакансиях, условиях труда на производстве, программах обучения и мотивации персонала и социальных гарантиях для работников. Так, в Миассе проблема острого дефицита кадров коснулась сразу нескольких крупных предприятий.
Автомобильный завод «УРАЛ» — одно из крупнейших отечественных производителей грузовых автомобилей и специальных пассажирских транспортных средств. Сегодня на платформе «Урал» монтируется более 400 видов спецтехники и навесного оборудования. Главный конвейер предприятия работает в две смены, в этом году с него сойдут 9,5 тыс. автомобилей. Над разработкой основных компонентов и производством грузовиков трудятся более 6000 сотрудников, при этом предприятие создает порядка 30 000 рабочих мест в смежных отраслях. С учетом увеличения темпов производства и наращивания объемов выпускаемой продукции на предприятии требуется порядка 800 новых сотрудников: это и инженерные кадры, и различные производственные специальности. Сотрудникам, которые нуждаются в решении «квартирного вопроса», в первую очередь молодым специалистам и работникам дефицитных специальностей, предприятие компенсирует проценты по ипотечному кредиту на сумму 200—400 тыс. рублей, а также выплатит «подъемные» в размере до 300 тыс. рублей на обустройство жилья. Кроме того, профессиональные и особенно востребованные сотрудники могут получить от предприятия беспроцентный заем до 700 тыс. рублей на первоначальный взнос по ипотеке с отсрочкой возврата до двух лет. Кроме того, завод планирует вернуться в сферу строительства многоквартирных домов в черте Миасса. Сейчас идет выбор земельного участка под будущую застройку.
Миасский завод медицинского оборудования — одно из крупнейших российских предприятий по проектированию и строительству чистых помещений и поставке оборудования для медицины и промышленности. В ряду реализованных проектов — не только операционные блоки, палаты интенсивной терапии и автономные лабораторные модули для работы с микроорганизмами с высокой патогенностью, но и фармацевтические заводы и производственные площадки для микроэлектроники. В пандемию на заводе трудились без минуты отдыха, но и сегодня запросы на проектирование и строительство чистых помещений поступают с разных концов страны, так что всегда есть открытые вакансии для инженеров и рабочих.
На Заводе «СпецАгрегат» в Миассе производится спецтехника широкого профиля. У предприятия семилетний опыт поставок в рамках государственного оборонного заказа: за это время поставлено более 500 единиц специальной техники. И сегодня более половины выпускаемой спецтехники направляется на военные нужды, открыто более 50 вакансий: работникам предоставляется бронь, а освоить новую специальность можно без отрыва от производства.
Острая нехватка рабочих рук и на Миасской швейной фабрике, где шьют экипировку и рюкзаки для мобилизованных бойцов. Сегодня колледжи и техникумы практически полностью свернули учебные программы по этой специальности, профессия швеи постепенно становится вымирающей, поэтому на фабрике создали специальный участок, где опытный мастер-технолог обучает азам швейного дела тех, кто хотел бы овладеть новыми навыками.
Производственное объединение «ТРЕК» в Миассе занимается разработкой и производством элементов подвески и рулевого управления для легкового и коммерческого транспорта. Сегодня на предприятии взят курс на цифровизацию бизнес-процессов и автоматизацию производства. Амбициозная программа подразумевает и создание комфортной среды для персонала, и масштабное обучение сотрудников новым методам работы с программными продуктами, которое начнется уже в следующем году. В «ТРЕКе» принято строить планы с прицелом и на дальнюю перспективу: предприятие включилось в проект по производству электромобиля. Так что в ближайшие годы Миасс может стать экспериментальной площадкой, где будут отрабатываться новые цифровые технологии, но и методы производства с использованием инновационных материалов. Так, уже глубоко изучаются аддитивные технологии для прототипирования.