Ко Дню торговли, который в России традиционно отмечается в последнюю субботу июля, ИА «Первое областное» решило узнать, как развивалось торговое дело в нынешней Челябинской области в 17—18 веках и чем торговали наши предки. Многие, казалось бы, очевидные вещи о местных купцах оказались мифами. Заморский чай везли в Среднюю Азию от нас, а Челябинск долгое время пытался забрать ярмарку из Троицка. Торговля была крайне рискованным делом, но приносила неплохой доход. А купцы помогали городскому обществу.

На пути караванов вставали крепости

Торговля возникла очень давно. Вначале как обмен вещами, затем, когда появляются деньги, обретает привычные нам черты. Торговля всегда означает передвижение — в одних случаях продавец везет товар на рынок, в других — покупатель едет за нужным товаром, что подразумевает наличие дорог. И дорог на Южном Урале и в Зауралье было много еще с древности.


Фрагмент ланд-карты 1737 года. Пунктиром показаны некоторые дороги, существовавшие к тому времени, в том числе дорога, которая шла вдоль Уральского хребта, с юга на север.

Одни дороги пересекали Уральский хребет, другие шли с юга на север — из степей и лежащих за ними городов Центральной Азии в северные леса. Юг мог предложить то, чего не было на севере, и наоборот. Вспомним, как погиб Ермак: он отправился выручать караван из Центральной Азии, который якобы собирались разграбить татары. То есть караванная торговля за Уралом вполне себе развивалась до включения этих территорий в состав государства.

«В 16 веке территория нынешнего Урала вошла в состав Российского государства и приняла огромный поток русскоязычного населения. Стала активно развиваться торговая деятельность, о чем можно судить по большому количеству караванных путей. Главным стимулом был растущий спрос. В описаниях старинного быта можно встретить кольчуги и панцири, лук самаркандской работы, который явно привозной. Одежду здесь изготавливали из крапивного волокна, но уже тогда встречаются и хлопковые материалы, их тоже завозили в тюках из Средней Азии», — рассказывает доцент кафедры «Древняя история и этнология Евразии» ЮУрГУ, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Научно-образовательного центра евразийских исследований Гаяз Самигулов.

По его словам, когда пришло русское население, то слободы, а позже крепости ставили как раз на тех самых старых дорогах. С одной стороны, так хотя бы частично перекрывались удобные пути набегов, с другой — упрощался сбор торговых пошлин с проезжавших торговцев. А торговля возникала если не мгновенно, то вскоре после того, как появлялись поселения, — людям нужны были инструменты, оружие, ткани и многое другое.

В Челябинской крепости вскоре после ее постройки рядом с восточной стеной сформировалось торжище. В 1740-х годах там был построен Гостиный двор — корпус лавок, где торговали местные и приезжие купцы. А вообще на этой площади, называвшейся Соборной или Торговой, шла бойкая торговля вплоть до 1920-х годов. Сегодня это площадь Искусств перед Театром оперы и балета имени М. И. Глинки.


Фрагмент плана Челябинска 1784 года, под № 13 показан Гостиный двор

Свое купечество в Челябинске появляется с 1740-х годов, а в 1753 году была сформирована ратуша — суд для представителей городских сословий. Купцы закупали в других городах все необходимое для Челябинска и его жителей: от деревянных ложек до оружия и от писчей бумаги до сюртуков. Многие купцы совмещали занятия торговлей с другими промыслами — кто-то занимался поисками полезных ископаемых, другие организовывали салотопенные, мыловаренные либо кожевенные заводики или брали на откуп поставки соли в местные склады.


Торговые лавки на площади Челябинска — фасад, разрез и план

А вы знали, что заморский чай и специи изначально везли из Исетской провинции, куда входила Челябинская крепость, в Среднюю Азию, а не наоборот? Оттуда везли в достатке к нам глиняную посуду, поскольку гончаров здесь почти не было.

«Челябинская крепость изначально была поставлена немного удаленно от основных дорог, но впоследствии вокруг сформировалась целая сеть торговых путей. Троицк сразу возводился на пересечении множества торговых путей, поэтому по уровню развития торговли всегда оставался в лидерах. Здесь проходили первые торговые ярмарки, к примеру, одна из самых крупных — Никольская. По приказу тогдашнего воеводы на протяжении нескольких десятков лет пытались „перенести“ ярмарку в Челябинскую крепость, но торговцы все равно везли товар на продажу к Троицку. И сегодня приграничная территория играет большую роль в развитии экспорта», — говорит Гаяз Самигулов.

Никольскую ярмарку в 17 веке отличал большой ассортимент товаров. Везли туда из стран Средней Азии хлопок (пряденый и непряденый), посуду, баранов, но особым спросом пользовалось полынное семя. Его завозили огромными тюками на Урал. Это было самое эффективное средство борьбы с насекомыми в доме.

Торговым делом заниматься почетно

Заниматься торговлей в наших краях всегда считалось престижно. В основном в торговлю шли городские жители и крестьяне, а также мастеровой люд — станочники, кузнецы, обувщики, которые открывали собственную торговую лавку при жилище.

Торговля приносила неплохой доход, но была крайне рискованным делом. Товар могли уничтожить разбойники, он мог испортиться, потеряться в пути… Многие купцы уже тогда оформляли займы, брали ссуды, рисковали большими деньгами. Разориться можно было за один день.

Первые механизированные предприятия появляются в Челябинске вскоре после постройки крепости. Это были мельницы, механизм которых приводился в действие силой падающей воды. А в 1770-х годах купцы Боровинские строят первую пильную мельницу, то есть лесопилку, также приводившуюся в действие водой, вращавшей водяное колесо. Пильная мельница позволяла гораздо экономнее получать доски из бревен.

«Состоятельные купцы были основой городского сообщества — на них ложились основные расходы при возникновении дополнительных натуральных повинностей — сбор на рекрутов, ремонт моста и так далее, они зачастую уплачивали значительную часть подушной подати — основного годового налога — беднейших представителей городских сословий, чаще всего это были вдовы с малолетними детьми. Так что купечество не только пополняло свою кубышку, но и являлось своего рода поддержкой равновесия городского общества», — считает Гаяз Самигулов.

Развивалась в те далекие времена и международная торговля. Она существовала и до появления русских крепостей, но с 1730—1740-х годов получила новый вектор развития. Еще в конце 1730-х годов казахи приезжали к Челябинской крепости для меновой торговли. Они привозили волчьи и лисьи шкуры, пригоняли баранов и обменивали их на хлеб.

С постройкой Троицкой крепости место проведения меновой торговли перешло туда, поскольку новая крепость была поставлена на старой дороге и была расположена практически в степи. Ехать туда казахам было ближе, чем в Челябинск, да и находился теперь Челябинск достаточно далеко от границы. В 1749—1750 годах были проведены первые крупные меновые торги, после чего губернатор И. И. Неплюев вместе с А. И. Тевкелевым решили организовывать под Троицком Меновой двор.


Вид площади в Троицке, отправка каравана на ярмарку, 1750-е годы

Торговля на Троицком меновом дворе продолжалась несколько месяцев, обычно с конца апреля — мая до конца сентября — октября. Товары были самые разные: из Средней Азии и Персии (Ирана) везли ткани, «бумагу пряденую и непряденую», то есть хлопок (хлопок тогда называли бумагой, сегодня отголосок этого сохранился в обозначении «хлопчатобумажные ткани»), сухофрукты, цитварное (полынное) семя от домашних насекомых и многое другое.

Со временем торговля развивалась, и зачастую купцы из Бухары или Самарканда, оставив часть товара в лавках Менового двора, нанимали людей с подводами или вьючными животными и отправлялись со значительной частью товара на Макарьевскую (неподалеку от Нижнего Новгорода) или Ирбитскую (ныне Свердловская область) ярмарки. Отправлялись и российские караваны в Бухару, Самарканд, Ташкент, и везде их ждали с особым нетерпением.