2020-й был годом больших перемен — в образе жизни людей и экономике. Кто-то считает это время потерянным, однако для тех, кто имел политические амбиции, оно было удачным. После сентябрьских выборов состав регионального Заксобрания обновился наполовину. Одним из новых депутатов и вице-спикером стал Владимир Павлов. В публичной политике он, конечно, человек не новый — был министром промышленности региона, руководил Агентством инвестиционного развития. В прошлом году он неожиданно для многих возглавил реготделение «Деловой России». ИА «Первое областное» поговорило с Владимиром Павловым о том, как он видит будущее бизнес-объединения и какие планирует продвигать законы для поддержки предпринимателей.
— Владимир Викторович, трудности бизнеса вам известны с разных сторон — и со стороны власти, и со стороны руководителя крупнейшего предприятия в регионе. Какие острейшие проблемы сейчас можете выделить?
— Самые острые проблемы очевидны, они все связаны с коронавирусной инфекцией. Здесь стоит подчеркнуть, что, выбирая между экономикой и жизнью людей, государство сейчас делает упор на здоровье жителей. Но не все отрасли находятся в одинаково тяжелых условиях. Есть, например, крупные промышленные предприятия, которые законтрактованы на несколько лет. Пандемия отразилась на их производственной программе в меньшей степени. Челябинская область прошла этот период сбалансированно и организованно. Мы не стали поступать как во многих регионах, применяя репрессивные и жесткие меры. С правительством области отрабатывался список градообразующих и системообразующих предприятий, которые продолжали работать с соблюдением таких ограничений, как соблюдение масочного режима, социальной дистанции, дезинфекция помещений и термометрия работников. Больше всего ограничения, конечно, коснулись предприятий общепита, гостиничного бизнеса, спортивных учреждений. Но мы можем говорить, что удалось соблюсти баланс со стороны власти, проверяющих органов и бизнеса.
— Как вы оцениваете эффективность мер поддержки бизнеса, которые были предприняты в 2020 году?
— Были приняты беспрецедентные меры по поддержке бизнеса. Самые действенные — это предоставление льготных кредитов, их выдавали с одним условием — сохранение до 90% рабочих мест. Если вы эти условия выдерживаете, то проценты по кредиту не начисляются, а по истечении контрольного периода сама сумма кредита тоже не подлежит возврату. Сохранение за гражданами права на труд — это очень важно. Государство оказало значительную помощь отраслям, которые являются системообразующими, предприятиям, которые являются градообразующими. Применительно к нашей области, считаю, что все было сделано очень корректно, сбалансированно. Ограничения — это всегда больно, но надо исходить из понимания, что наше здоровье, здоровье наших детей и престарелых родственников важнее.
В рамках социальных программ были выделены большие средства для поддержки многодетных семей в беззаявительном порядке. Самое главное — мы научились в этих условиях жить, работать, учиться. Мы научились лечить. Я испытываю информированный оптимизм по поводу ситуации с распространением коронавируса. По истечении полутора-двух месяцев ситуация будет стабилизироваться и ограничения будут смягчены. Мы вернемся к нормальному функционированию жизни и экономики.
— Не считаете ли вы, что заметен «перекос» между федеральными и региональными мерами поддержки? Были ли меры достаточными?
— Достаточно денег никогда не бывает. Задача национальной экономики — в первую очередь поддержание наших конституционных свобод и прав. Это право на лечение и на работу. Государство огромные средства выделяло на финансирование здравоохранения, были существенно подняты зарплаты врачам и медицинскому персоналу, работающим с ковид-больными. Несмотря на эти огромные траты государство нашло возможность субсидировать кредиты и выделять деньги социально незащищенным слоям. Челябинская область направляла миллиарды рублей на поддержку малоимущих семей.
— Как в 2020 году обстояло дело с административным давлением на бизнес? С одной стороны, был введен мораторий на проверки, с другой — было много проверок масочного режима и соблюдения правил Роспотребнадзора. Обращались ли в бизнес-объединение предприниматели с просьбами помочь, с жалобами на давление проверяющих?
— Мы горячо поддерживаем снижение административного давления в рамках «регуляторной гильотины». Она предусматривает упразднение избыточных функций государства, которые были введены в советское время, они себя давным-давно изжили. Около 230 нормативно-правовых актов было отменено, они сильно усложняли условия ведения бизнеса. Предприниматели вообще в сфере особого внимания. Предприниматель сам о себе заботится, он заботится о своей семье, дает рабочие места людям, платит налоги государству и является его опорой. А государство, в свою очередь, должно всячески заботиться и оберегать предприимчивых и созидательных людей. Чем лучше будут финансовые результаты любого бизнеса, тем больше выиграет государство в виде налогов, тем больше, соответственно, будет создано рабочих мест, тем больше людей и семей будут процветать.
Когда мы говорим о снижении административной нагрузки, речь идет о нормальном естественном существовании бизнеса. Например, не могут прийти без предупреждения Росприроднадзор, Роспотребнадзор, СЭС, не может быть проведена налоговая проверка. Это может быть сделано, если прокуратура это согласовывает, если есть факты нарушений. В этой связи сняты ненужные, изжившие себя меры и требования. К предпринимателю сегодня никто не может прийти просто так — ни федеральный, ни местный орган контроля.
Когда мы говорим о проверках противоэпидемического режима, мы говорим о работе в особых условиях, когда есть опасность распространения коронавируса. В этой связи проверяют не бизнес, не разрешительную документацию, а соблюдение требований Роспотребнадзора, федерального органа, который в особых условиях может предъявлять особые требования. Ограничения, конечно, больно бьют по некоторым сферам. Это сфера общепита, гостиничного бизнеса, это отели, спортивные организации. Но это ни в коей мере не связано с проверками, о которых мы говорили ранее.
— Вы в своей карьере в большей степени имели дело с крупным промышленным бизнесом. «Деловая Россия» все-таки ассоциируется с малым и средним бизнесом. Почему вас заинтересовала эта работа?
— «Деловая Россия» — это все-таки средний бизнес. «Опора России» занимается малым бизнесом, мы — средним. Крупные предприятия научились себя защищать, у них, как правило, огромные коллективы, хорошо выстроен диалог с властью. «Деловая Россия» собирает вокруг себя представителей среднего бизнеса. Это, как правило, люди, которые «сделали себя сами». Они создают вокруг себя новые ниши, новые продукты. Они не подпадают под системы взаимоотношений с крупнейшими предприятиями. «Деловая Россия» представляет креативный класс бизнесменов, который характеризуется тягой к новшеству и нестандартным, современным подходам. Им требуется помощь и поддержка в выстраивании отношений с государством, потому что в процессе работы они с ним не так тесно взаимодействовали. Представьте: человек изобрел алгоритмы для робототехники, производит роботов. Он интегрирован в системы поставок и связей, но он менее защищен и инкорпорирован в органы власти.
Мои компетенции полезнее для «Деловой России», чем для Союза промышленников и предпринимателей, например. Там все выстроено прекрасно, у них свои задачи более высокого уровня, а точка решения проблем — федеральные органы власти. «Деловая Россия» — это то, что мы можем сделать на уровне субъекта федерации. В регионе я ориентируюсь во многих процессах, понимаю их изнутри, могу контактировать с руководителями различных направлений. Также я тонко чувствую, как предприниматели работают, что они могут привнести. И область, и власть, и бизнес заинтересованы в том, чтобы экономика развивалась. Это государственно важная задача. Помочь договориться и понять друг друга двум принципиально разным классам нашего общества — чиновникам и предпринимателям — это моя задача.
— Прежний председатель «Деловой России» Константин Захаров тоже был депутатом Заксобрания. Это важно для руководителя бизнес-объединения — иметь возможность влиять на законы? Можно ли вас назвать лоббистом бизнеса?
— Лоббистом меня можно назвать, это не является обязательным условием для продвижения интересов «Деловой России», но при этом совершенно не мешает. Руководителям бизнес-объединений статус депутата позволяет делать депутатские запросы, писать письма, входить в разные кабинеты, чтобы доносить проблематику бизнесменов. В моем случае большого значения депутатство не имеет, потому что я работал в органах власти до этого, многих лично знаю. Но и не мешает мне этот статус, это точно. Тем более я курирую комитет по экономической политике и, в силу своих профессиональных обязанностей, как замруководителя Заксобрания обязан погружаться в эти вопросы, защищать интересы бизнеса и вносить свой вклад в законотворческую деятельность, которая направлена на снижение административной нагрузки.
— Можно ли в России развивать бизнес без доступа к административному ресурсу?
— Что понимать под «административным ресурсом»? Любая законная деятельность подвержена регулированию. Без взаимодействия с органами власти нельзя построить никакой мало-мальски серьезный бизнес. Если ты производишь, например, промышленную продукцию, эта работа подлежит сертификации, контролю, техническому надзору. Законно и качественно выстроить диалог с органами власти — это крайне важно. Стоит отметить, что правительство Челябинской области создало множество инструментов для такого взаимодействия. Например, у нас действует инвестиционный совет при губернаторе, в рамках которого принимаются решения о выделении земли без конкурсных процедур. Здесь же решаются вопросы поддержки при подключении к сетям естественных монополий. Более того, в состав комплексной оценки работы губернатора и правительства области на федеральном уровне входит оценка инвестиционного климата в регионе. Поэтому мы все заинтересованы в укреплении деловых связей между бизнесом и властью. Без государства и власти невозможно создать бизнес ни в одной стране мира.
— Какие у вас есть идеи по законодательным инициативам, которые могли бы помочь предпринимателям в «коронакризис»?
— Законодательная база у нас хорошая. Предприниматели хотят не столько чтобы законодательную базу поменяли, сколько чтобы помогли, например, со снижением административных барьеров, в выстраивании отношений с естественными монополиями — например, с газовщиками, энергетиками. Думаю, в этом смысле все деловые объединения похожи. Наша задача — сделать так, чтобы бизнес развивался, платил налоги и создавал рабочие места.
Законотворческие инициативы, конечно, есть. Одна из последних — упрощение правил работы для мобильной торговли. Мы хотим предложить муниципальным образованиям подготовить документ о регламентировании этого вида деятельности. Речь о торговле с фуд-траков, например. Это микро-бизнес. К слову, по развитию этого сегмента экономики Челябинская область находится на 77-м месте. Сегодня вопрос разрешения деятельности и выделения земельных участков для мобильной торговли в нашей области законодательно не урегулирован. И это рождает целый спектр вопросов. Например, каким должен быть порядок оформления его деятельности — уведомительным или разрешительным? Предоставлять ему земельный участок безвозмездно или на платной основе? Недавно уполномоченный по правам предпринимателей Александр Гончаров сообщил, что несколько таких фургонов уже оштрафовали за якобы незаконную деятельность. Несмотря на то что законопроект с инициативами, направленными на разрешение этой проблемы, был отправлен в Госдуму несколько лет назад, никакого решения на федеральном уровне нет.
— В чем вы видите задачи «Деловой России» в Челябинской области? Как будет развиваться бизнес-объединение?
— Основной задачей ставлю себе рост во внутреннем рейтинге «Деловой России». Ставлю амбициозную цель — попасть в десятку лучших организаций «Деловой России». Там разные KPI. Это и оценка регулирующего воздействия, и количество членов, и количество активностей, и благотворительность. Я ориентирую своих коллег участвовать в благотворительных акциях. Бизнес, безусловно, должен быть вовлечен во все сферы жизнедеятельности современного общества. Человек не может заниматься только зарабатыванием денег и созданием благополучия только для себя и своих близких. Человек формируется как личность, когда он помогает другим. Я уверен, что к концу года мы должны прийти с хорошим результатом и по месту в рейтинге, и по числу членов. Я начал привлекать в организацию интересных экспертов из разных отраслей экономики и общества, которые своей созидательной активностью подключатся к нашим проектам. Например, в благотворительности можно участвовать не только деньгами. Можно испечь печенье и сформировать сладкие подарки или помочь с транспортом, который бы доставлял медицинских работников до пациентов, можно поддержать информационно или привлечь к добровольческой деятельности своих близких, друзей.
— Увеличилось или уменьшилось за этот год число активных участников «Деловой России»? Показала ли пандемия важность кооперации бизнеса и укрепления деловых связей? Или кризис усилил конкуренцию и теперь каждый сам за себя?
— «Деловая Россия» всегда была организацией, где предприниматели знают друг друга и помогают. Кооперация в рядах делороссов была всегда, но вследствие ограничений ее значение увеличилось в разы. Численность и активность участников бизнес-объединения сократились по понятным причинам. Часть бизнеса уходила в онлайн. Многие были заняты насущными делами: своим здоровьем и здоровьем своих близких. Но с начала 2021 года мы наращиваем активность, в наши ряды вступили новые делороссы.
— Какие у вас прогнозы на 2021 год? Что ждет экономику и бизнес Челябинской области?
— Я не ожидаю, что нам удастся распрощаться с угрозой этого заболевания раз и навсегда. У нас есть сезонные грипп и ОРВИ, теперь и коронавирус. Но надежды мои связаны с тем, что мы научились с ним бороться. Это информированные надежды. Государство не допустило пика заболеваемости. На эффекте низкой базы мы ожидаем рост экономики. Ограничения, полагаю, постепенно будут сниматься. Придет весна, мы вернемся к росту, будем работать и восстанавливаться. Думаю, следующий год покажет стабильность. Резко разогнаться не получится, но как только COVID-19 отступит, все наладится.
Владимир Павлов родился 1 июня 1976 года в Челябинске. В 1999 году прошел курс стажировки и обучения менеджеров в Немецкой академии менеджмента Нижней Саксонии (DMAN, г. Целле, Германия). В 2001 году окончил Магнитогорский государственный технический университет по специальности «металлургия черных металлов». Занимал должности заместителя директора по коммерческой части, затем генерального директора ООО «Челябинский опытный завод «УралНИИАШ», генерального директора ЗАО «России», вице-президента группы компаний «Восток-сервис», помощника по работе в Госдуме первого заместителя председателя комитета по экономической политике и предпринимательству Государственной Думы РФ. В 2011–2012 году работал министром промышленности и природных ресурсов Челябинской области, возглавлял Агентство инвестиционного развития. С 2017 года является заместителем гендиректора по специальной работе ПАО «Челябинский трубопрокатный завод». В сентябре стал депутатом Заксобрания Челябинской области. В декабре 2020 года назначен председателем регионального отделения «Деловой России».