В торговом комплексе «Европа — Азия» открылась галерея с картинами современных художников. Место необычное, потому новость об открытии быстро разлетелась по телеграм-каналам и пабликам. Челябинский торговый комплекс, ассоциирующийся у всех с отделами, где продают шубы и другие изделия из меха и кожи, приносит некий диссонанс: «Как здесь может вписаться арт-пространство?» Почему и для кого открылась галерея современного искусства, узнал корреспондент нашего информагентства.

 

Галерея «Абстракция» не столько открылась, сколько переехала с другой точки. И, наверно, переезд не вызвал бы такой шумихи, если бы не сама «Европа — Азия». Для корреспондента это место — навечно магазин из детства, куда приезжали за зимними дубленками на рост метр с кепкой. Это место, лабиринты которого заставляли уставшего маленького ребенка присаживаться на пуфик в каждом отделе, пока мама примеряет верхнюю одежду. Для многих челябинцев это магазин. Причем, по правде, магазин из далекого прошлого. Но никак не кластер креативных индустрий. Сегодня третий этаж комплекса пустует. Там-то и развесили картины.

  

Основательница галереи — художница Ирина Галиева. В последнее время Ирина мало создает своих картин, больше занимается арт-пространством, где могут показать себя другие авторы.

«У нас тяга к искусству передается из поколения в поколение, целая родословная уже. Мой отец был художником, я пошла по его стопам. Окончила училище, потом институт — стала дизайнером среды. И всю жизнь работаю художником», — делится Ирина.

На выставке — работы авторов со всей России, профессионалов и любителей. Среди картин нет одной определенной темы, одного жанра, одного материала. Все разное: какие-то полотна ближе по духу молодежи (даже с «Наруто» и «Атакой титанов» есть), что-то — людям постарше.

  

Галерея «Абстракция» занимает два зала. В первом, побольше, выставлены самые разные авторы — давно пишущие и только начавшие заниматься искусством. Ирина Галиева отмечает, что рада выставлять молодых авторов без регалий и образования — так о них узнает общественность. Во втором зале, поменьше по размеру, собраны картины художников XX века, которые имеют имя в кругах знатоков. Кого-то из авторов уже и в живых нет.

 

Большинство картин соответствуют названию галереи — абстракции. Например, работа «Духовидцы»: черточки, кресты, линии, позолота. На заднем плане купола, на переднем — руки с кисточками для рисования. И не то священники на полотне зашифрованы, не то иконописцы — кто знает.

В другом зале — словно триптих, посвященный унынию: горящий художник перед мольбертом (сгорел на работе?), девушка с пробитой насквозь грудью, Луна. И вроде работы не составляют композицию, а все вместе смотрятся единым целым, удручающим и скорбным.

Конечно, самый большой вопрос — почему картины расположились над магазином шуб? Да еще и с видом на сгоревший остов «Восточного города». Но этому торговому комплексу уже какое-то время хотят подарить новую жизнь. А поскольку креативные индустрии — важное и обсуждаемое в последнее время направление, третий этаж «Европы —Азии» отдали под искусство.

«Здесь удобная доступность и крупный транспортный узел — много машин проходит через это место в разные части города. К тому же рядом новая набережная — место притяжения молодежи. Мы надеемся, что они будут заходить и приобщаться к прекрасному», — отметил руководитель центра креативных индустрий «Евразия» Андрей Ветхов.

 

Сейчас челябинские торговые центры, в которые, казалось бы, никто не ходит, постепенно начали обретать новую жизнь. Год назад наш корреспондент рассуждал о судьбе Торгового центра и рассказывал, что креативная группа предлагает превратить ЧТЦ в Festival Marketplace с ботаническим садом, галереей современного искусства, гастромаркетом, гостиницей, площадкой для проведения фестивалей, творческим коворкингом и точкой pop-up store. Быть может, он вместе с «Европой — Азией» — новая страничка в культурной жизни города (как-никак, музей конструктора в Торговом уже открыли). Ждем, присоединятся ли к ним другие забытые торговые площади — ЦНТИ, Дом быта...