Сегодня руководство челябинского «Трактора» официально подведет итоги сезона, закончившегося для хоккейной дружины из столицы Южного Урала поражением в первом раунде плей-офф Кубка Гагарина от «Салавата Юлаева». Корреспондент ИА «Первое областное» делится своими впечатлениями от прошедшего сезона и дает свою оценку работы структур хоккейного клуба.
Спортивный результат
«Трактор» в целом провел нормальный сезон, особенно на фоне ужаса годичной давности. С большим запасом попав в плей-офф с пятого места в турнирной таблице Восточной конференции КХЛ и, казалось, имея немало шансов пройти дальше. При том, что по уровню бюджета «Трактор» на Востоке в лучшем случае седьмой и совершенно точно уступает «Ак Барсу», «Металлургу», «Салавату Юлаеву», «Авангарду», «Автомобилисту» и, скорее всего, «Барысу».
Однако концовка оказалась смазанной. Дело не в том, что челябинцы собственно уступили в серии «Салавату Юлаеву» — крепкой команде с мощным составом, но в том, как именно они уступили. Если бы не характер поражения, за сезон можно было бы ставить твердую четверку.
Руководство клуба
Для директора «Трактора» Ивана Савина нынешний сезон стал первым полноценным на этой должности. Придя в клуб в конце января прошлого года, он сначала был вынужден «доживать» вместе с командой предыдущий, совершенно провальный сезон, после чего, входя в курс дел, одновременно выстраивать работу структур «Трактора» и с прицелом на новый регулярный чемпионат, и в соответствии с требованиями и задачами, обозначенными в стратегии развития «Трактора», в разработке которой Савин принимал непосредственное участие.
В итоге директору удалось решить большую часть задач, поставленных на сезон перед клубом. При этом «Трактор» в целом успешно прошел через пандемию COVID-19 и связанные с ней сложности — несмотря на то что заболевшие в командах были, в локальную эпидемию это не превратилось и на выступлении команд системы в регулярных чемпионатах КХЛ, ВХЛ и МХЛ не сказалось.
Кроме того, «Трактор» провел очень успешный ребрендинг и смог показать рекорд по части собственных доходов клуба (и это в условиях ограничения количества зрителей на трибунах во время пандемии). Маркетинговая активность клуба вообще была крайне высокой, хотя местами и далеко не самой удачной.
Спортивные задачи на следующий сезон перед «Трактором» будут выше нынешних. И уже в межсезонье перед Иваном Савиным стоят сразу несколько важных вызовов:
— продолжить реформы структуры управления клубом, начатые год назад, выстроить внутренний баланс между интересами разных служб в «Тракторе»;
— найти квалифицированную замену покинувшему клуб спортивному директору Роману Беляеву, а до того успеть не провалить селекционную работу с прицелом на следующий сезон;
— сформировать и подготовить к началу выступлений в Женской хоккейной лиге новую команду клубной системы «Белые медведицы»;
— найти в условиях экономической стагнации возможности для дальнейшего роста собственных доходов «Трактора» — увеличения бюджетного финансирования клуба не будет.
Если Иван Савин и его команда справятся со всем этим, можно будет говорить, что клубу впервые за много лет откровенно повезло с директором.
Тренерский штаб
Анвару Гатиятулину с помощниками удалось, несмотря на эпидемию COVID-19, хорошо подготовить команду к регулярному чемпионату и в целом пройти его спокойно и уверенно. За исключением некоторого спада, пришедшегося на новогодние торжества (пять поражений подряд), «Трактор» ни разу не дал усомниться в своей стабильности и в уверенном попадании в плей-офф.
Узнаваем был и стиль игры, демонстрируемый «черно-белыми». Крепкая, вязкая оборона, надежная игра вратарей, навязывание своего ритма игры, резкие контратаки. Связка чешских форвардов Седлак — Гика на двоих забросила 30 шайб и отдала 57 результативных передач, Томаш Гика побил давний, еще советских времен, рекорд «Трактора» по количеству передач за сезон. Третьим по результативности в команде стал защитник Ник Бейлен — 13 шайб и 22 передачи.
При этом вклад в атаку был по ходу сезона распределен не только между лидерами-легионерами — сразу девять хоккеистов забросили за «регулярку» более 10 шайб. А одним из двух лучших снайперов стал Виталий Кравцов (16 шайб), явно взявшийся за ум после бесславного возвращения из системы «Нью-Йорк Рейнджерс».
Откровенно слабым местом в игре «Трактора» была лишь реализация численного большинства. При том, что челябинцы заняли второе место в регулярном чемпионате по общему числу заработанных розыгрышей численного преимущества (243 попытки), процент реализации лишнего стал одним из худших в лиге (16,5%). Отчасти эти проблемы скрашивала игра в меньшинстве, в которой игроки «Трактора» не только показали шестой в КХЛ процент «убийства» (83,6%), но и отметились сразу 13 заброшенными в ворота соперника шайбами (лучшие в лиге с большим отрывом).
Еще несколько, как казалось, менее значимых игровых проблем:
— тренерскому штабу, по большому счету, так и не удалось найти правильное место в составе и подходящих партнеров для шведского форварда Понтуса Оберга, хотя сам уровень мастерства легионера сомнений не вызывал. Его то ставили в первое звено к Седлаку и Гике, то пробовали с Бывальцевым и Калининым, то вовсе спускали в третий состав форвардов. Но в итоге найти совместимых с Обергом по стилю игры партнеров не получилось;
— у «Трактора» по сути отсутствовало стабильное третье звено нападения. Первые две тройки были более-менее постоянны, было стабильно и четвертое звено Авцин — Карлин — Косов, а в третьем сочетании каких только изменений не проходило. В итоге это сильно сказалось в играх навылет, где провалившимся лидерам «Трактора», по сути, оказалось некому помочь.
Но в плей-офф карета, на которой «Трактор» приехал к розыгрышу Кубка Гагарина, превратилась в тыкву.
Игровой план, который был разработан тренерским штабом «Трактора», сработал в первом матче серии с «Салаватом Юлаевым», однако затем был разобран уфимцами по полочкам. «Зеленые» вдруг перестали играть «от атаки» и предложили «Трактору» действовать «первым номером». К этому, как показал дальнейший ход событий, Гатиятулин с помощниками оказались тактически не готовы. «Плана Б» просто не было.
Плюс — свое игровое слово в ключевой момент сказали лидеры «Салавата», в отличие от сыгравших практически «по нолям» легионеров «Трактора». Плюс — привычно печальное большинство, наладить розыгрыш которого так и не удалось.
Достаточно очевидно, что штабу Анвара Гатиятулина нужно определенное усиление. Не столько количественное, сколько качественное, «точечное», под те аспекты игры, которые у «Трактора» выглядят плохо. И не надо стесняться менять даже давно проверенных и удобных, казалось бы, людей. Сам же Анвар Рафаилович, получив обидную оплеуху, уверен, выучит урок и станет значительно быстрее и гибче в своих решениях, прежде всего в тех, что он принимает по ходу матчей.
Селекция
В принципе, оценка действиям спортивного директора «Трактора» Романа Беляева и его патрона, вице-президента клуба Олега Усачева, уже дана. Они покинули «Трактор» спустя несколько дней после завершения серии против «Салавата Юлаева».
Беляев и особенно Усачев — два довольно странных (если не сказать мутных) персонажа, оказавшихся в «Тракторе» при директорстве Бориса Видгофа. Максимально непубличные, практически не общавшиеся с прессой и не особо отчитывавшиеся даже перед собственным формальным руководством (прежде всего Усачев) — их работа в «Тракторе» была, говоря мягко, противоречивой.
В первый сезон — откровенное «осваивание» бюджета клуба через массированное приобретение игроков близкого к Усачеву агентства. Ошибка с приглашением Петериса Скудры (еще одного клиента все того же агентства) на пост главного тренера. Потеря нескольких заметных игроков, практически вынужденный уход из команды основного вратаря Василия Демченко, и в итоге — самый провальный сезон в современной истории «Трактора».
Были, впрочем, и интересные приобретения (прежде всего легионеры), хорошие обмены. Седлак, Гика, Федотов, Косов, Пилут, Бывальцев, Вилл — заслуга в том числе тандема «селекционеров».
Но куда больше было игроков-«пустышек», по большому счету не принесших команде никакой пользы и в итоге покинувших клуб. Коньков, Сергиенко, Терещенко, Кручинин, Щербак, Малыхин, Лисин, Томас, Кейлоф, Бабенко, Чебыкин, Бобылев и многие другие — в прошлом сезоне; Лазарев, Лещенко, Майоров, отчасти Гареев и несколько игроков, застрявших в ВХЛ, — в нынешнем.
Отдельная история — шведский форвард Берглунд, которого взяли шестым по счету иностранцем при лимите заявки на матч в пять легионеров. В итоге интересный, забивной нападающий по большей части сидел на скамейке и в дедлайн был отпущен из команды (хотя, как показала практика, вполне мог добавить вариативности в том же плей-офф при «мертвых» Оберге и Седлаке).
Был в этом сезоне провален и период, до которого команды могли проводить обмены и приобретения. В итоге в дедлайн «Трактор» отпустил все того же Берглунда, но практически никем не усилился. Можно много говорить про «бедный» рынок игроков, но другие команды на это не сетовали.
В общем, Усачев, Беляев и их приближенные могут сколько угодно рассказывать про то, что они нашли себе «более перспективное» занятие в виде московского «Спартака». Но главные причины их ухода на самом деле две: провалы в селекции и ситуация, когда смена структуры управления клубом не позволяет больше принимать решения по комплектованию команды в «закрытом» режиме.
Селекционные задачи на межсезонье вроде бы предельно просты: сохранив костяк нынешней команды, точечно ее усилить.
Перемены не должны коснуться вратарской линии: здесь у «Трактора» есть отличный дуэт Роман Вилл — Иван Федотов, и эта пара одна из лучших в лиге. Плюс в ближайшем резерве явно переросший «Челмет» Сергей Мыльников, 22-летний Никита Подскребалин, которому также нужно давать шанс не только в ВХЛ, а также 20-летний суперталант Илья Горбунов, из семи матчей нынешнего плей-офф МХЛ четыре отстоявший «на ноль» и, судя по всему, также готовый попробовать себя на уровне КХЛ. Скорее перед тренерским штабом и руководством клуба возникнет проблема, как не дать «засохнуть» молодым талантам, особенно если Вилл и Федотов не будут давать повода сомневаться в себе и своей игре.
Что до защитной линии — здесь челябинцам остро необходим один, а то и два крепких «домоседа» в пару к остроатакующим Бейлену и Пилуту. Остальные позиции заполнят либо крепкие ребята вроде Олега Евенко, либо воспитанники «Трактора» — уже занимающие твердые места в основном составе Игорь Исаев и Илья Карпухин, или молодые и перспективные Сергей Телегин, Петр Ясинский, Александр Кирпичников, Дмитрий Алексеев, Леонид Лавриненко (все уже попробовали свои силы в КХЛ), или кто-то еще из молодых игроков.
В нападении все несколько сложнее. И во многом зависит от стратегического выбора тренерского штаба — играть как сейчас, в две «ударные» тройки, или попробовать выстроить систему с тремя звеньями нападения, нацеленными прежде всего на атаку, и лишь одним звеном «чекеров».
В любом случае «Трактору» придется скорее всего искать замену Понтусу Обергу (который, возможно, покинет команду) и уже уехавшему в НХЛ Виталию Кравцову. Плюс — усилить позиции центрфорвардов второго-третьего звена (вдобавок к Бывальцеву). Итого — минимум два крайних и один центрфорвард в топ-6, из которых один — легионер. И это должны быть игроки, способные проявить себя не только в регулярном чемпионате, но прежде всего в плей-офф.
Формирование третьего звена нападения вполне может быть проведено на основе уже имеющихся в клубе игроков (тот же Основин), а «подвал» — четвертое-пятое звено вполне могут заполнить собой молодые воспитанники клуба, уже попробовавшие себя на уровне КХЛ (Шварев, Лукин, Горюнов-Рольгизер, Подкорытов, Тридчиков, Зиновьев, Шолохов и так далее).
При этом все эти задачи руководству «Трактора» придется решать без спортивного директора\генменеджера. В клубе справедливо решили, что на столь значимую должность не надо назначать абы кого и впопыхах и, что называется, «вопрос терпит». Но это добавит головной боли Ивану Савину, которому вместе с Анваром Гатиятулиным придется не только на время взять эти функции на себя, но и построить, наконец, то, чего в «Тракторе» не было никогда — четко работающую структуру, отвечающую за селекционную работу, «внешнюю» (поиск игроков за границей), внутрироссийскую и внутриклубную.
Итого
Начавшиеся в «Тракторе» год с небольшим тому назад перемены уже дали определенный результат. При этом главные изменения произошли не на льду — у клуба появилась новая структура управления, была впервые за все годы существования «Трактора» сформирована стратегия его развития на ближайшие годы. Не говоря уже о возвращении Анвара Гатиятулина.
Но реальность такова, что клубу нельзя останавливаться на достигнутом. И снова главные изменения должны быть не на ледовой площадке. В условиях, кажется, ставшего реальностью в КХЛ «потолка зарплат», ограниченности бюджетной части финансирования «Трактора», все большую значимость для достижения результата (а спортивные задачи перед «Трактором» с каждым годом будут все серьезнее) приобретает эффективность работы самой организации, структур, отвечающих в клубе за самые разные направления — от селекции до медицинского штаба, от маркетинга и коммуникаций до снабжения и логистики, от финансов до тренерского штаба.
Выйти на новый уровень эффективности работы клуба — задача едва ли не более важная, чем собственно спортивный результат. Как бы странно на первый взгляд это ни звучало.