«По данным Роспотребнадзора, в целом по России 80% свежих случаев заражения вызваны штаммом стелс-омикроном. Он уже вытесняет штамм омикрон. И мы видим, что темпы снижения заболеваемости значительно замедлились. Каждый день регистрируется практически одна и та же цифра заболевших. Это и есть та самая, новая, волна пандемии», — говорит Александр Выгоняйлов.
По словам медика, новая волна пандемии не будет давать резких подъемов, потому что многие уже переболели штаммом омикрон. Причем у многих болезнь не была зарегистрирована официально, так как омикрон дает большой удельный вес легкого и малосимптомного течения. Небольшой рост цифр в статистике вероятен, но, скорее всего, мы вышли на плато.
За пару с лишним лет пандемии в лабораториях обнаружили более 50 мутаций вируса. Все они названы по буквам греческого алфавита. Но омикрон и стелс-омикрон практически одно и то же. Последнему дали приставку «стелс», что переводится как «скрывающий». Новый штамм назван так потому, что за счет мутации в S-белке его не видели первичные тест-системы. Но сегодня вирус отлично распознают.
«Все, что мы говорили про коронавирус, актуально для стелс-омикрона. И легкое течение болезни, которое мы видели при омикроне, совершенно не означает, что он безопасен и не может вызывать летальный исход. Кто-то даже назвал омикрон „живой вакциной“, однако это, по меньшей мере, безответственное заявление. Да, при стелс-омикроне будет больше легких форм, но для отдельных групп — для детей, стариков, для еще не привитых и не прошедших ревакцинацию — он опасен», — говорит Александр Выгоняйлов.
Эпидемиолог напоминает, что уровень антител начинает снижаться с третьего месяца после прививки или болезни. К шестому месяцу их уровень существенно ниже. А через год практически не остается совсем. Поэтому очень важно проходить ревакцинацию от ковида через полгода. И для этих целей крайне незаменима назальная вакцина от коронавируса.
Назальная вакцина уже зарегистрирована в России и хорошо подходит для ревакцинации (если вы прививаетесь в первый раз — лучше сделать инъекцию). Состав назальной вакцины совершенно такой же, как у внутримышечной: живого вируса там нет.
«Она отличается только формой введения. И вводить ее придется дважды. Но такая форма вакцины имеет свои преимущества. Вирусные частицы очень быстро сцепляются со слизистой носа и вырабатывают иммуноглобулины класса А, которые создают дополнительный барьер для вируса в носу человека. А коронавирус по больше части попадает в наш организм именно через нос, а не через рот. И поэтому, кстати, носить маску под носом — полная глупость», — объясняет Александр Выгоняйлов.
Коронавирус, по словам нашего собеседника, уже становится сезонной инфекцией. А для сезонных инфекций, например, как и для гриппа, нельзя сформировать устойчивый пожизненный иммунитет. Только прививка защищает сегодня от тяжелого течения болезни.
«Грядущим летом, скорее всего, резких подъемов заболеваемости, как это было в январе, феврале, мы не увидим. Небольшой откат может случиться до мая. Но к лету снижение заболеваемости гарантировано. Если, конечно, не произойдет какой-то новой мутации вируса. Но пока штаммов — кандидатов в мутанты мы не видим. А осенью, безусловно, мы встретимся с коронавирусом снова», — говорит Александр Выгоняйлов.
Кстати, отмену QR-кодов в России и ряда прочих ограничений эпидемиолог считает логичной. Штаммом омикрон, а значит, и штаммом стелс-омикрон болеют даже переболевшие и привитые. То есть наличие QR-кода не гарантирует, что человек не представляет опасность. А вот масочный режим, дистанцию соблюдать по-прежнему нужно. Также нужно мыть руки, приходя с улицы. «Маска — это барьер для вируса. Если человек болен, то в маске он выделит в окружающую среду меньше вируса Если здоров, то меньше вируса заглотнет. Дистанция усилит действие маски. А чистые руки помогут предупредить занос вируса на слизистые дыхательных путей», — напоминает Александр Выгоняйлов.