В Челябинской области после введения QR-кодов для посещения ТРК и массовых мероприятий особой популярностью пользуется вакцина «Спутник Лайт». Вот только в погоне за «открывающим двери в обычную жизнь» сертификатом южноуральцы забыли о главной цели вакцинации — защите от коварной инфекции.

Почему во время первой вакцинации важно получить именно две дозы? Как действует каждая из вакцин? Почему заразиться коронавирусом от прививки нельзя? И когда Россия встанет в ряд со странами, начавшими вакцинировать от COVID-19 детей? На эти и другие вопросы Первому областному информационному агентству отвечает главный врач Челябинского центра общественного здоровья и медицинской профилактики Ольга Агеева.

ПОЧЕМУ ВАЖЕН ДВУХКОМПОНЕНТНЫЙ КУРС

По словам Ольги Агеевой, первая вакцинация от ковида является наиболее важной. И проводить ее рекомендуют именно двухкомпонентной вакциной.

«Основные вакцины являются двухкомпонентными. В частности, «Спутник V» представляет собой векторную вакцину. Два компонента отличаются между собой именно по составу вектора (проводника), то есть того доставщика частицы коронавируса, в ответ на введение которого образуется защита в организме»,

— рассказала Ольга Агеева.

Первый компонент «Спутника V» представлен аденовирусом 26-го феротипа, на нем зафиксирована частичка белка, содержащая чужеродную информацию о коронавирусе. Платформа второго компонента вакцины тоже представлена аденовирусом, но уже 5-го феротипа. Сделано это не случайно.

С самим по себе аденовирусом, по словам Ольги Агеевой, мы в своей жизни контактируем достаточно регулярно. Все наиболее частые сезонные вирусные инфекции как раз с ним и связаны. Поэтому организм довольно безболезненно воспринимает этот вектор. Он достаточно легко внедряется, пронося на себе чужеродный участок коронавируса, чтобы вызвать ответную реакцию в виде выработки антител.

«Именно два компонента необходимы, чтобы исключить ситуацию, когда организм настолько хорошо знаком с аденовирусом, что прямо на входе «выбрасывает» (мы говорим «иллюминирует») его из организма, и в результате не получается того самого эффекта вакцинации. Чтобы такого не случилось, ученые подстраховались и взяли два разных феротипа аденовируса. Если вдруг организм выбросит 26-й, то со вторым компонентом зайдет пятый. Будет больше вероятность наработки защитных антител. Поэтому для первой вакцинации необходима хорошая двухкомпонентная основа», — объяснила Ольга Агеева.

«Спутник Лайт», по словам эксперта, представляет собой только один компонент, поэтому сейчас он занимает свою нишу — его используют для ревакцинации, чтобы через шесть месяцев подстегнуть иммунитет, обновить состав антител.

«В „Спутнике Лайт“ использован также 26-й феротип, поэтому говорят, что, по сути, это первый компонент. Но исследования полноценные по иммуногенности (способности наработать защитные антитела) в полной мере проводились по „Спутнику V“. Безусловно, иммуногенность (эффективность) одного компонента снижается. Если говорить о доказанной исследованиями эффективности, у обычного „Спутника“ она составляет 97%. То есть из 100 человек только у трех человек не выработается иммунитет, а у остальных 97 выработается. Поэтому нужен именно полноценный двухкомпонентный курс», — продолжает Ольга Агеева.

Наиболее высокая эффективность «Спутника V» связана с тем, что белок взят из самой «короны» вируса с шипиками. Поэтому у человека вырабатываются антитела именно против самой оболочки. При контакте с вирусом иммунная система распознает ее и не дает вирусу даже внедриться и раскрыться.

«Технологии векторных вакцин стали изучать и синтезировать с конца 1980-х годов в институте имени Гамалеи. Так была создана вакцина от вируса Эбола, которая тогда для нашей страны вообще не была страшной угрозой, ее удалось нейтрализовать на входе. Но вакцина Россией была создана, и наших дипломатов, уезжающих в страны Африки, ей вакцинировали. Кроме того, создавали вакцину по такому принципу и против ближневосточной лихорадки, вызванной также коронавирусами в 2014 году. Эти наработки использовали при создании „Спутника V“: просто взяли вектор и посадили на него частичку нового вируса», — добавила Ольга Агеева.

ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ ВАКЦИНЫ

Все существующие в России вакцины отличаются друг от друга технологией. Самую традиционную представляет собой «КовиВак», когда в организм вводится полностью убитый вирус. Поэтому антитела вырабатываются в целом на вирус, а не только на его оболочку, как у «Спутника V».

«„КовиВак“ позволяет вырабатывать антитела не только к сердцевине, но и к оболочке вируса, а значит, на входе при повторном контакте может быть сбой. Антитела против оболочки не совсем сработают, придется ждать, когда вирус „разденется“ и выйдет ядро. Тогда только другие антитела на помощь и придут. Такая технология все-таки снижает эффективность, поэтому в исследованиях сейчас иммуногенность (эффективность) именно против коронавируса у „КовиВака“ оценивается ниже — порядка 80%. Поэтому самые большие надежды связываем все-таки со „Спутником V“», — продолжает Ольга Агеева.

Третья вакцина — «ЭпиВакКорона» — полностью синтезированная и считается самой слабой из всех. В исследованиях даже не упоминается процент ее эффективности. Но создана она не просто так. Ее разрабатывали для маломобильных, ослабленных пациентов, у которых узкий круг общения из числа близких родственников, сиделок или социальных работников.

«Вообще, если обратили внимание, ни в одной вакцине нет живого вируса, поэтому заболеть от вакцинации невозможно. Случаи заражения после прививки случаются, но связаны они с разной скоростью выработки антител у разных пациентов, пренебрежением санитарных правил. Человек считает, что укололся и уже защищен, забывая о масочном режиме. Либо приходит на вакцинацию не совсем здоровый», — говорит эксперт.

Главврач челябинского центра медпрофилактики отметила, что для ревакцинации можно использовать любую вакцину, но об использовании для этой цели «ЭпиВакКороны» она пока не слышала.

КОГДА НАЧНЕТСЯ ВАКЦИНАЦИЯ ДЕТЕЙ

Первые прививки в России начали ставить со времен Екатерины II. Вот только в пандемию опасений у людей стало больше. Это вызывает недоумение у врачей.

«Сейчас есть вакцины от вирусов, вызывающих рак, например, против вируса папилломы человека (ВПЧ). Мало кто задумывается о том, что ребенок в первый год жизни получает порядка 12 уколов от разных инфекций. В первый день после рождения он получает вакцину о гепатита В, затем — БЦЖ. И вопроса „А не перегрузится ли иммунитет ребенка?“ не возникает», — говорит Ольга Агеева.

Но защищать от коронавируса себя и детей почему-то готовы не все. Пока в России разрешение на вакцинацию тех же подростков от коронавируса не получено. Но исследования проходят уже более полугода в Москве и Санкт-Петербурге, и положительного решения медицинское сообщество ждет в ближайшие дни. Говорят, что детей важно защитить — они стали болеть COVID-19, причем достаточно тяжело.

«По закону эпидемиологии, если мы начинаем защищать какую-то одну часть населения (сейчас это взрослые), заболевание начинает угрожать незащищенной части. В Челябинской области стали болеть дети. Они лежат на ИВЛ, болеют достаточно тяжело. А специалисты Роспотребнадзора с самого начала эпидемии говорили, что детей нужно также иммунизировать, то есть защитить вакцинацией», — уточнила Ольга Агеева.

По словам эксперта, в нашей стране вакцинация детей с 12 лет вот-вот начнется. Между тем в Америке, Индии от ковида уже прививают и малышей.