На сцене стоял гроб. Ну хорошо, такая фанерная коробка с крышкой в форме гроба. В нем помещалась главная героиня спектакля «2411 дождей», который театр «ФЭСТ» из города Мытищи Московской области привез в Челябинск на фестиваль-лабораторию «CHELоВЕК ТЕАТРА».
«Это спектакль, который никто никогда не видел и, я надеюсь, никто никогда не увидит», — так анонсировал спектакль в Камерном Павел Конивец, автор пьесы и режиссер.
Когда декорация «2411 дождей» уже летела и ехала в Челябинск, сломала ногу главная героиня, актриса Наталья Ларюнина. Труппа обсудила создавшееся положение и все же решила не отменять гастроли, которых так долго ждали. Так что челябинцы увидели совершенно новый вариант постановки.
Врачи строго запретили Наталье наступать на ногу, она отказалась от гипса, надела лангетку и прилетела в Челябинск на костылях. Но так как костыли с образом героини Гальки никак не монтировались, спектакль пришлось перестраивать на ходу, за один день. Главная героиня Галька, которая по сюжету прыгает, скачет и веселится, могла занимать только две позиции: сидеть или лежать.
Если рассказывать напрямик, то вообще-то Галька умерла в самом начале спектакля. Странненькая почтальонша 44 лет однажды легла, улыбнулась и умерла одна в своей квартире. В таком замершем улыбающемся виде она попала в морг, и странненький прозектор отказывается хоронить нетленные мощи, ибо — чудо какое-то.
Вот поэтому в центре сцены — гроб, который в труппе договорились на всякий случай называть коробкой.
Постепенно история разворачивается флешбэками, и мы узнаем, что Галька в 17 лет потеряла родителей и остановилась в этом возрасте. И вообще была не от мира сего с детства: видела людей несчастными, искренними, одинокими, любящими.
Всем коллегам-почтальонам писала письма. Все рассказывала погибшим родителям — записывала истории на магнитофон. И отсчитывала дожди, потому что была уверена, что именно так папа и мама с неба поддерживают с ней связь. И спустя 2411 дождей ее не стало.
Смешная и горькая история об одиночестве, горе, моментах счастья, понимании друг друга. О том, что здравомыслие не всегда полезно и даже совсем наоборот.
«Если просто — это спектакль о чуде, которое конечно существует. И в современном мире, наполненном всякой фигней, его очень хочется... ждать. Кажется, что его нет. Но оно есть, есть, только никто не замечает, даже если вот оно, прямо перед глазами. Конечно, это немножко сказочная история», — рассказал режиссер Павел Конивец.
У театра «ФЭСТ» — исключительная судьба. В 1970-х годах студенты факультета электроники и системотехники (ФЭСТ) Лесотехнического института города Мытищи организовали агиттеатр. Тогда по всей стране во всех вузах повально создавались агитбригады и агиттеатры.
Спустя еще лет двадцать талантливых студийцев «ФЭСТа» принимают в Щепкинское училище, сразу 14 человек. Это невероятная фантастика даже для «Щепки». Так театр становится профессиональным. История похожа на наш «Манекен», правда?
Студийный дух, когда не до декораций особо и не до костюмов, остается в театре надолго: самодеятельные коллективы всегда понимали, что главное — актер, его мастерство, его природа.
Поэтому «ФЭСТ» из Мытищ со своим спектаклем-экспериментом отлично вписывается в концепцию «CHELоВЕКа ТЕАТРА».
«Несмотря ни на что, это все равно счастье — быть у вас в Челябинске. В чем ценность фестиваля для театра? Это неистощимый ответ. С одной стороны, чудесное актерское братство: артисты собираются и на бюджетные деньги пьют-едят и веселятся. Я шучу, конечно. Главное — происходит обмен энергией, сердечной силой, опытом... Такая подпитка страшно важна для творческого человека. Все, что рождает сопротивление, любопытство, восхищение, негодование — и есть энергия», — комментирует Павел Конивец.