Фестиваль задуман и все эти годы развивается как театральная лаборатория. Это площадка для дискуссий, споров, экспериментальных театральных форм, единственное требование к которым — внимание к актеру. 

Актер, согласно концепции фестиваля, должен, вопреки модным тенденциям, оставаться доминантой любого театрального действа. Именно по этому принципу отбирают участников фестиваля. 

В этом году фестиваль проходит с 25 февраля по 4 марта. Приезжают театры из Санкт-Петербурга, Перми, Вологды, Нижнего Новгорода, Москвы, Мытищ, Скопина, Костаная. Подробная афиша — здесь.

— Евгений Михайлович, у вас в программе заявлено сразу два спектакля по Мартину МакДонаху: «Лейтенанат с острова Инишмор» (НХТ) и «Красавица из Линэна» (Ирбитский драматический театр). Это самый востребованный драматург мира. У вас есть любимый фильм по МакДонаху?

— Есть. И это не «Три билборда на границе Эббинга, Миссури». Я бы назвал «Семь психопатов», где макдонаховский треш максимально выражен, и «Залечь на дно в Брюгге». 

— Можете объяснить его феноменальную популярность?

— Попробую. Я сам как режиссер к МакДонаху подходил долго. Во-первых, я был категорически против мата на сцене.

— Упс. И как же быть?

— Я пересмотрел свои ограничения. На сцене матерятся, и вовсю. Понимаете, МакДонах строит некий забор из мата и нелицеприятных... подробностей — таков его прием. Но тот, кто туда все же провалится, — откроет его смыслы, откроет великолепного собеседника. Я понял, мат непременен. Он необходим. 


МакДонах как переводчик Шекспира отлично понимает традиции средневекового театра: есть театр Йорика и театр Гамлета. Театр Йорика — театр простолюдинов, народный театр смерти, смех простолюдинов над смертью. Пир простолюдинов во время чумы. Театр Гамлета — высокопарное, аристократическое ощущение смерти. МакДонах умудряется их сочетать.

— Евгений Михайлович, где средневековый театр и где XXI век?

— Ощущения апокалипсиса и во время чумы, и сейчас, во время новых эпидемий, мало чем отличаются. МакДонах говорит о явлении, не копаясь во фрейдистских комплексах. Он не будет искать проблемы героя с мамой и изучать травмы детства — а современный театр как раз увлекся исследованием деструктивной человеческой психологии. МакДонах говорит о библейских моментах, о сущностных.

Когда мы умиляемся котикам в «фейсбуках» и проходим мимо умирающего на остановке — это явление. Мы умиляемся милоте — и нам наплевать на жизнь живого человека. МакДонах это хорошо видит и пишет об этом.

— Хорошо объяснили. Спасибо. Расскажите, как в этом году сложилась программа фестиваля? Чем он особенный?

— В этот пандемический год программа складывалась как бог на душу положит. Мы понимали, что зарубежные театры приехать не смогут. Поэтому девятый фестиваль получил условное название «Встреча друзей». Мы пригласили тех, кто уже был в Челябинске и кого ждет и любит наш зритель.

— Давайте назовем друзей.

    — Театр «Монплезир» из Петербурга, Вологодский драмтеатр Якова Рубина, Пермский театр «У моста», прекрасный фолк-рок-дуэт Сергея Старостина и Татьяны Бондаренко из Москвы — на них билетов не было, как только заявили в афише. Приезжает знакомый челябинцам Лев Харламов с авторским проектом «Можетбытьмэриэнн», молодежный театр из Скопина — уже в четвертый раз...

«Буратино. Большая жизнь» (Театр «Монплезир», Санкт-Петербург)

— Каждый привозит новые постановки?

— Конечно. И все играют по два раза. Чтобы и фестивальная, и зрительская публика могли попасть.

— Фестивальная публика  это...

— ...Это участники фестиваля, критики, театральная общественность, пресса. Лаборатория у нас камерная, это наш принцип. Мы устраиваем фестиваль для тех, кому в театральном процессе наиболее интересно актерское мастерство. 

— Не режиссерская работа?

— Именно актер. Когда художественный образ раскрывается максимально через артиста. К сожалению, в современном театре актер уходит на третий, пятый, десятый план, уступая иным театральным технологиям и приемам. Эта тенденция не ослабела, а только усилилась за последние годы. Как и в обществе, заметьте, человека должно быть как можно меньше. Как может творящий человек на площадке, который есть часть большого смысла, не понимать, к чему он предназначен? Как может актер играть свой эпизод вне созидания смысла целого? 

— Мне кажется, Вы немного усиливаете акценты.

— Ничуть. Это вопрос доминанты, и он принципиален. Доминанта для нас — это работа с актером и работа актера. Для меня как для сторонника русской театральной школы режиссура — это работа с артистом прежде всего. Здесь я не буду оригинальным и процитирую Владимира Ивановича Немировича-Данченко: «Спектакль — это два артиста и коврик». Театры, которые к нам приедут, именно этот принцип и исповедуют.

 «2411 дождей» (Театр «ФЭСТ», Мытищи)

— Евгений Михайлович, как на ваш взгляд за годы фестиваля изменилось театральное сообщество в городе? 

— Мне кажется, зритель в Челябинске становится более театральным. Это замечают и мои коллеги из других театров. Театральный зритель сегодня — тот, который хочет писать о театре. Хоть три слова. Ему уже недостаточно просто сфотографироваться в фойе или в зале, скажем, как года три назад. Сейчас уже нужно высказать свое суждение. 

Зритель требует все большего диалога. Чем больше искореняют площадки для дискуссий и общение человека с человеком, тем сильнее растет запрос на коммуникацию. 

Мы даем возможность писать разного уровня рецензии и заметки, создаем лабораторию молодого критика в Челябинске.

— Почему в вашем фестивале не принимают участие другие челябинские театры?

— Времени не так много. Хочется дать возможность увидеть работу коллег, которых в обычном режиме мы и не увидим никогда. Друг к другу мы всегда придем.

— Но кого бы вы рекомендовали к участию из челябинских коллег, где с таким же вниманием относятся к актеру?

— Я с большим уважением отношусь ко всему, что делает Виктория Николаевна Мещанинова в Камерном театре. Любой из ее спектаклей стал бы украшением в афише. Это великолепная школа. Я понимаю ее язык и ее сердце. Это русская драматическая школа. Ей плевать на тренды и бренды. Она идет своим путем.

— На что бы вы рекомендовали особенно обратить внимание из фестивальной программы?

— История про живых людей «2411 дождей» Мытищинского театра — авторская искренняя работа, рассказанная современным языком. Лев Харламов с его новым проектом обязательно — он настаивает, что спектакль на одном тексте без декораций. «Тайна старого дома» из Владимира — авторская работа писателя и театрального психолога Ольги Гулиной.

«Тайна старого дома» (Драматический театр, Владимир)

 — А вот Евгений Князев собственной персоной?

 — Это большое счастье для нас, что народный артист, ректор Театрального института имени Щукина, выступит в стенах НХТ и Концертном зале филармонии. Мы хотели пригласить его с мастер-классом или на творческую встречу — а он вдруг предложил нам моноспектакль. 

Нельзя не сказать огромное спасибо Алексею Пелымскому, который нам столько раз помогал и помогает. Евгений Князев приезжает в филармонию с моноспектаклем «Борис Годунов», будет выступать с Большим симфоническим оркестром Адика Абдурахманова — все так счастливо совпало, и для нас Евгений Князев сыграет «Пиковую даму». Это большое событие. 

«Пиковая дама» (народный артист России Евгений Князев, моноспектакль)

Надеюсь, это положит начало нашему сотрудничеству и фестиваль будет расти как движение, как серия мероприятий и встреч с мастерами сцены.

 — Расскажите, пожалуйста, о программе «Юный CHELоВЕК театра». Что это за идея?

— Это программа для детских самодеятельных театров-студий. Их, к сожалению, все меньше. Им все тяжелее и тяжелее, у них исчезла возможность коммуникации. Я как педагог знаю, что у нас в Челябинской области есть коллективы и там прекрасные дети! Самородки. Они живут в маленьких городах, у них и в мыслях нет продолжать театральную карьеру. Мама — металлург, папа — металлург, они говорят: да какой ты актер, там без тебя достаточно! Вот если их вытаскивать, мы получим новую формацию артистов. Не артистов-мажоров, которых мы в сериалах видим, — раскрученных детей богатых родителей — а настоящих, одаренных артистов.

 — Евгений Михайлович, мы желаем успеха и этому проекту, и нынешнему фестивалю.

— Спасибо. Должен отметить, что фестиваль проводится при поддержке администрации Челябинска, городской Думы, Союза театральных деятелей Челябинской области. Нам очень приятно, когда в Казахстане или в Москве подходят коллеги и говорят: «О, «Человек театра», как я рад с вами познакомиться!» Многие мечтают попасть на наш фестиваль, и мы надеемся, что со временем при поддержке правительства области сможем принимать спектакли больших форм — не только малых, как сейчас.  

Мы не даем никаких призов, статуэток, грамот. Но любому творческому человеку важно общение с такими же людьми!

— Сумасшедшими.

— Вот именно. Важно это варево фестивальное, просмотры, обсуждения. И зрителю интересно  не просто по привычной модели купить билет в репертуарный театр, прийти, сесть и посмотреть спектакль, а попасть в эту круговерть, в обсуждение, увидеть разные эстетики, концепции, театральные школы, услышать, что думают режиссеры и актеры, погрузиться в творческий процесс с головой.