Сегодня, 15 марта, отмечается Всероссийский день баяна. И по невероятному совпадению в этот день родился музыкант, профессор Борис Потеряев. В преддверии двойного праздника баянист побывал в гостях у Первого областного информагентства и рассказал о своей профессии в интервью.
— Борис Петрович, расскажите о своих первых шагах в музыке. Где начался ваш путь?
— Моя музыкальная жизнь началась в небольшом городке Миньяре Челябинской области. Семья у меня не была музыкальной, но в округе много играли на гармошках. Уже в шесть-семь лет я пробовал играть на старенькой гармошке, а потом родители купили мне хорошую, с язычком. Меня тянуло на сцену, я любил подслушивать гармонистов на деревенских свадьбах, подсаживаясь рядом, когда они делали перерыв. Обучение было своеобразным: «слухачи», деревенские музыканты, делились опытом, но никакой системы, методики, аппликатуры не было — все на слух, по наитию.
— Как вы перешли от самообучения к профессиональному музыкальному образованию?
— Я начал учиться в музыкальной школе в 15 лет. Преподаватель по баяну, выпускница Магнитогорского музыкального училища, разглядела во мне потенциал. За год я окончил музыкальную школу и поступил в Магнитогорское училище. Учеба давалась непросто, ведь я наверстывал упущенное, занимаясь по шесть-семь часов в день. В училище я также играл в оркестре на домре, расширяя свой музыкальный кругозор. Я бесконечно благодарен своим первым учителям — Вере Григорьевне Сомиковой и Кудинову Евгению Андреевичу.
— Расскажите о приобретении вашего первого профессионального баяна. Это был значимый момент?
— Да, это было очень важно. В то время хороший концертный баян стоил дорого, а жили мы скромно. На втором курсе училища с помощью Белорецкого завода я смог купить свой первый качественный инструмент. Но позже, чтобы развиваться дальше, мне понадобился еще более совершенный инструмент. Для его приобретения я три года работал в миньярской музыкальной школе, заочно обучаясь в Горьковской (ныне Нижегородской) консерватории.
— Как вы оказались в Челябинском институте культуры?
— После трех курсов консерватории меня пригласил работать в Челябинский институт культуры Юрий Григорьевич Ястребов, заведующий кафедрой. Это был неожиданный, но очень важный шаг. Я работал, одновременно заканчивая консерваторию экстерном за четыре года вместо пяти. В институте я преподавал, набирался опыта и, что интересно, учился у своих студентов. Один из них, Виктор Мороз, впоследствии стал профессором и заслуженным артистом России.
— Ваша карьера в институте культуры была весьма успешной. Расскажите о своих достижениях.
— За почти тридцать лет работы я прошел путь от ассистента до профессора. Я также выпустил две монографии и два учебных пособия. Елена Николаевна Олешко, опытный редактор, оказала неоценимую помощь в работе над моими публикациями.
— Борис Петрович, в вашей биографии был интересный момент — служба в армии. Расскажите об этом периоде.
— После окончания трех курсов консерватории и работы в Челябинском институте культуры мне исполнилось 26 лет. Отсрочка от армии подходила к концу. Я мог бы избежать призыва, воспользовавшись различными обстоятельствами, но совесть не позволила. Меня призвали. В тот момент я уже работал в Челябинском музыкальном училище, и ректор предлагал мне отсрочку, но я решил, что армия — это мой долг. С учетом моего музыкального образования меня определили в оркестр Уральского военного округа. Это был интересный опыт. Я был значительно старше большинства солдат — примерно на семь лет. Замполит моей роты был моложе меня на пять лет! Командование знало о моих музыкальных способностях, и отношение ко мне было уважительным.
— На каком инструменте вы еще играли в военном оркестре?
— В военном оркестре мне предложили освоить тубу — самый большой медный духовой инструмент. Хотя я был баянистом, командир полка считал, что мои губы вполне подходят для баса, и это было основой оркестра. Я быстро освоил тубу. Уже в июне я попал в оркестр, а к 7 ноября того же года я уже участвовал в параде на площади в Свердловске (нынешний Екатеринбург) в честь годовщины Октябрьской революции. Мы играли вместе с семью другими оркестрами Уральского военного округа. Это было незабываемое событие.
— Почему вы выбрали именно баян? И почему вокруг него витает столько стереотипов? Ведь баян — это не только про частушки, как думают многие.
— Баян — это уникальный инструмент с огромными выразительными возможностями. Современный баян способен воспроизводить невероятный спектр звуков, от нежных мелодий до мощных аккордов. Он позволяет исполнять произведения разных стилей и эпох, от классики до народной музыки. Я считаю, что баян ничуть не уступает, а во многом превосходит аккордеон по своим художественным качествам. Много нюансов, полутонов. Я, как с детства влюбился в этот инструмент, так и не выпускаю из рук до сих пор. После выхода на пенсию благодаря моему другу Евгению Александровичу Томилову я записываю ролики на Youtube. Записали 50 клипов, демонстрируем репертуар от Баха до современных композиций, включая собственные импровизации. Вообще импровизации крайне важны для музыканта. Обучение не только по нотам, а прочувствование музыки кончиками всех пальцев — вот так появляется тяга к игре, вот так и оттачивается талант.
— Какой бы вы дали совет молодым музыкантам, стремящимся к совершенству?
— Прежде всего, нужно любить музыку. Талант важен, но без усердной работы, кропотливого труда над техникой и художественным образом ничего не получится. Преподаватель может помочь, но главное — это собственное стремление к совершенству, неустанное самосовершенствование. И помните: имя преподавателю делают ученики, а не наоборот.
Борис Потеряев подчеркивает, что путь к виртуозности — это не только талант, но и упорный труд, постоянное самосовершенствование и глубокое понимание музыки. Он акцентирует внимание на важности развития техники игры, включая мастерство владения всеми пятью пальцами, и умения передать эмоции и душу произведения.