Планы по развитию туристических кластеров на Урале озвучиваются ежегодно на форумах, в заявках на губернаторские и президентские гранты. Но всем им не хватает какой-то общей концепции. И кажется, эта концепция наконец сформулирована.

Режиссер Наталья Исакова и оператор Никита Исаков из киностудии «Жест» создали четырехчастный фильм о новых форматах развития старых индустриальных центров горного Урала и людях, которые эти форматы внедряют. И это не только красивые индустриальные пейзажи, которые срослись со временем и окружающим миром так, что не всегда понятно, где рука человека, а где силы природы. Авторы искали, анализировали, тиражировали примеры новых драйверов развития городов-заводов. Первые серии авторского документального цикла «Новое железо Урала» расскажут о Сатке, Порогах, Сысерти.


В фильме много красивых кадров с горными пейзажами, видами городов и ГЭС с высоты птичьего полета Но главное — люди. Которые не обещают город-сад, но точно понимают, что надо действовать уже сейчас. Они говорят о творческих проектах и уральской идентичности, но главное, что нам запомнилось, — это фраза «Даже в эту минуту, находясь у стен старого завода, мы оживляем Пороги; ревитализация объекта происходит прямо сейчас».

Серии фильма родились из разных посылов, витавших в воздухе: перемен, происходящих в «родовых гнездах» металлургии, проектов Уральской биеннале в Екатеринбурге и удачного опыта «Лета на заводе» Яна Кожана с его концепцией «Индустриальный креатив — новое железо».


Для справки: «Лето на заводе» — проект команды Яна Кожана, благодаря которому за два месяца (август-сентябрь 2020 года) удалось «оживить» территорию старого завода Турчаниновых-Соломирских в Сысерти. Ежедневно площадка, где поселились креативные бизнесы, собирала почти пять тысяч туристов и до 500 тысяч рублей выручки. Тут построили туристический центр, где начали работу молодые предприниматели, показывали кино, проводили мастер-классы, концерты, готовили блюда уральской кухни. На креативную площадку массово поехали туристы, жители региона и самой Сысерти, а недвижимость, территориально расположенная около завода, даже выросла в цене!


 
— Я вижу, как уральские моногорода пытаются найти новые форматы своего существования, сделать свою территорию привлекательной для тех, кто там живет, 

— делится Наталья Исакова.

— И все больше и больше появляется примеров успешных практик по диверсификации экономики градообразующих предприятий, ревитализации индустриального наследия, развитию промышленного туризма. Одно из доказательств тому — пример работы команды проекта «Лето на заводе». Без больших бюджетов на первом этапе при помощи волонтеров и малого бизнеса им удалось вернуть градообразующее предприятие прошлых веков к жизни в новом формате. Другой пример — Сатка с ее социокультурными проектами. Есть и другие города-заводы, в других регионах России, успешно использующие новые механизмы развития. И надо об этом рассказывать. Чтобы другие, увидев это, могли сказать: «Ребята, у них получилось — и у нас тоже получится!»


Части проекта: «Когда локальное становится глобальным», «Индустриальное наследие. Теория и практика ревитализации», «Металлурги — на тропе туриндустрии», «Каждому художнику — по заводу»

Суровый индустриальный Урал сам подсказывает, как в Сатке и Порогах можно развернуть любую культурную или туристическую историю. И можно ли идти по пути проекта из Сысерти.

— Старые заводские стены так же ценны, как и новые цеха, форма (лицо) старейших индустриальных центров — такое же богатство, как и его содержание, а мурал и современная заводская печь — явления одного порядка, поскольку свидетельствуют о развитии территории,

— говорит Наталья в собственном описании фильма.

Героями фильма стали автор концепции «Индустриальный креатив — новое железо», основатель «Агентства развития территорий 1732», лидер проекта «Лето на Заводе» Ян Кожан, исполнительный директор Уральской индустриальной биеннале современного искусства Анна Пьянкова, глава Саткинского района Александр Глазков, технический директор Группы Магнезит Максим Турчин, куратор проекта «Лаборатория индустриальности» Анна Акимова, руководитель музея «Магнезит» Галина Головко.


Герои — эксперты в сфере урбанистики, туризма, музейного дела, ученые, руководители предприятий, главы городов — ищут новые сценарии жизни старых промышленных городов и объектов:

— Например, в сочинских «Горках» есть «Флакон» — кластер для айтишников, которые приезжают туда работать, обмениваться опытом, отдыхать. А ведь горная зона Сатки, те же пейзажи «Порогов» могут стать идеальным фоном для уральского IT-кластера. И это только один из вариантов, — предлагает еще одну идею Ян Кожан.


В сериях документального фильма на экранах разворачивается прекрасная история старого металлургического края и то, как на ее осколках можно создать что-то принципиально новое, очень творческое. Примерно так, как это происходит в самой Сатке, где современные арт-объекты и заводские развалины транслируют, по сути, один и тот же культурный код:

— Мы хотим показать, что наш опыт в Сысерти — он лишь один из многих и многих гипотетических. И что весь Урал может заявить о своей идентичности, объявить себя новым креативным кластером. Уральская биеннале еще несколько лет назад дала толчок для проекта, который сейчас откликается в сердцах волонтеров, представителей малого бизнеса и даже президента России, который поддержал наше начинание и поручил правительству и Агентству стратегических инициатив разработать механизмы преобразования заводских территорий в креативные кластеры. И в этом созвучии фильм Натальи Исаковой может стать решающим контактом. Той нотой, которая убедит простого волонтера или крупный бизнес вовлечься в проект. Ведь для больших компаний заводские территории могут стать отличной имиджевой историей. Достаточно громкого имени и небольшого дела, чтобы сделать еще один шаг к созданию нового уральского сплава взамен железа, — говорит Ян Кожан.


Фестивали, передвижные мастерские, музыкальные концерты, лектории, кинотеатр под открытым небом, аутентичная уральская кухня, пешеходные тропы, вечеринки у плотины, пленэры художников и всевозможные выставки — «Пороги» могут стать центром большого туристического маршрута, в который получится включить и саму Сатку с ее арт-объектами и горнозаводским наследием, и национальные парки.

Пока в помещении устроен небольшой музей, иногда проводят лектории и встречи заезжие организаторы, а быт поддерживают энтузиасты (например лидеры движения «Том Сойер фест» из Челябинска), кроме того отдельно развивается исторический проект урочища «Пороги». И будет здорово, если каждая историческая заводская территория Урала станет живым пространством для творчества, отдыха и бизнес-проектов.

— Я считаю себя просто наблюдателем. Человеком, который следит за переменами в горнозаводском регионе и оценивает их в контексте столетий. Иногда кажется, что смотрю фильм. Документальный сериал о том, как меняются наши города-заводы. Никогда не знаешь, что будет в следующей «серии», в завтрашнем дне этой территории. То, что сейчас происходит в старых металлургических центрах всего Урала, я называю для себя четвертой промышленной и социокультурной революциями. Могу говорить об этом, поскольку знаю историю региона. И моя задача – зафиксировать этот факт, —  делится Наталья Исакова.


Премьера одной из частей проекта намечена на февраль. Ян Кожан с удовольствием собирается на показ в Сатке.


Для справки: документальный цикл в рамках авторского мультимедийного проекта «Новое железо Урала» реализуется Натальей Исаковой, продюсером и режиссером студии «Жест» на условиях волонтерской поддержки автором людей и команд, меняющих жизнь в городах-заводах горного Урала. Производство двух серий проекта стало возможным благодаря поддержке Группы Магнезит и администрации Саткинского района.

В ноябре прошлого года предыдущий фильм студии, снимавшийся в Сатке (об участнике арт-резиденций Джакопо Мандиче), вошел в конкурсную программу Открытого фестиваля документального кино «Россия» и показывался на большом экране в «Доме кино» Екатеринбурга.