Целый месяц художник Василий Кононов-Гредин вместе с командой саткинских промышленных альпинистов устанавливал по берегам индустриального карьера специальные зеркала. 250 круглых экранов, диаметром 120 см каждый, которые не равнодушно отражают действительность, а преломляют ее, делая ближе, дальше, меньше или больше.
Это ленд-арт задуман в рамках 6-й Уральской биеннале современного искусства. Сатка уже несколько лет является постоянной арт-резиденцией, куда приезжают художники из разных регионов и даже стран. Они знакомятся с территорией и жителями, изучают городские легенды и мифы, наблюдают за природой и промышленной жизнью края. А потом придумывают арт-объекты, максимально нужные, подходящие, рассказывающие что-то новое или давно забытое старое о местности.
Художник Василий Кононов-Гредин увидел саткинские локации, зеркало искусственного березовского озера, услышал историю родников, которые рано или поздно затопят каменный карьер, и придумал проект, который исчезнет сам собой. В своей мастерской он изготовил больше двух сотен больших зеркал, в течение месяца кропотливо расставлял их по всему карьеру. Он наблюдал за движением солнца, ловил лучи в свои зеркала и направлял их в самые разные стороны. Так второе солнце появилось в толще воды, там, где его никогда не было. Или осветило изрезанные скалистые берега. Какие-то зеркала ловят облака, тени и отражения деревьев. И очень многие обязательно захватывают человека. Картинка и ощущения меняются каждую минуту: сместилось солнце, облака, сам человек сделал шаг или просто наклонил голову, изменил угол зрения. И это открывает перед зрителями всю бездну мгновенности, изменчивой реальности.
«Это не просто инсталляция, не просто зеркала. Это что-то более глубокое. В этих зеркалах отражается не только солнечный свет и каменные берега. Мы видим, как в этом карьере отражается весь человеческий мир. Как он изменчив, как по-разному в него вписывается человек. И как человек и мир вокруг меняется, стоит лишь сделать шаг в сторону. Невольно каждый гость карьера начинает рефлексировать. А reflectere с латинского — это и есть „отражать“. Так в нас отражается природа, преломляется новым опытом», — размышляет Василий Кононов-Гредин.
Любопытно, что ленд-арт просуществует недолго. Искусственный карьер в скором времени затопят подземные родники, и природа заберет свое, что добавляет еще один повод для рефлексии и осмысления. Постепенно зеркала будут уходить под воду, лишая гостей определенной доли созерцания. Пока не останется только одно большое зеркало — водное.
На территории Сатки готовится к открытию и еще один арт-объект: художник Андрей Оленев написал огромный мурал на 14-этажной высокотемпературной шахтной печи комплекса группы «Магнезит».
Фото: "Магнезитовец"
Посмотреть в зеркала Березовского карьера и на мурал можно в любой день. Но интереснее — 17 июля, в день, когда на площадке будут кураторы Уральской биеннале и сами художники. Кстати, 18 июля кураторы и художники биеннале откроют площадку и в Кыштыме, там состоится презентация скульптуры металлурга с «дразнилкой» авторства художника Ивана Горшкова.