Непонятно. То ли это чердак, то ли мансарда. То ли крыша, то ли времянка, то ли дом. Но вот железная кровля, по ней босиком крадется девочка в лосинах, перелезает через ограждение, прыг! — в кроватку, чтобы никого не разбудить. Так начинается спектакль «Под одной крышей» в Театре драмы, премьера которого на Малой сцене Челябинского театра драмы состоится сегодня, 18 марта.
Это первая большая работа 23-летней Дарьи Догадовой, режиссера, выпускницы Новосибирского театрального института. Даша ставит пьесу Людмилы Разумовской уже второй раз: первая постановка была студенческой работой, но на сцене профессионального театра — Новосибирского драматического.
Сюжет этой пьесы, разумеется, известен, а даже если неизвестен, то ментально близок любому советскому человеку, не только женщине. Вечная история о том, как в одном доме живут три поколения женщин: бабушка, мама и дочь. Горький бабий век послевоенных семей без мужчин: первого убило, второй был прогнан, а третьего и на пороге трудно вообразить. И никуда друг от друга не деться.
Казалось бы, нет Советского Союза — и история устарела. Можно не мучить друг друга физическим присутствием на каждом квадратном метре. Но пьеса, конечно, не об этом. И Дарья Догадова, которая Советский Союз в силу молодости не застала, это почувствовала.
Валентина, средняя из женщин (актриса Алла Несова), ходит по дому в пижаме бирюзового цвета. Она обнимает подушку, потому что ужасно страдает. Жизнь проходит мимо. Она мечтает о своей норе, чтобы забиться туда и чтобы никого. Она связывает огромные надежды с телефоном: вот поставят телефон (надо объяснять, что это значит?), и тогда ее неказистая личная жизнь наладится. При всей глубокой непридуманной драме этой судьбы, Алла Несова делает героиню бесподобно трагикомической, не хватает только рюшечек. Ее взбалмошность, романтические умозаключения и катастрофические переживания публика встречает, сочувствуя и хохоча одновременно. Это кайф.
Бабушка (заслуженная артистка России Татьяна Скорокосова) курит в форточку, пока никто не видит, тащит весь дом, и всю жизнь положила вот на это на все, на ковры и хрусталь. Фронтовичка, вдова. Без нее все развалится. Она цемент и бетон, но умилительно хрупка и тоже комична. Их с дочерью диалоги из хрестоматийных взаимных обвинений сделаны смешно и горько.
И девочка (актриса Анастасия Павлова), порывистая, 17-летняя. Она влюбилась и сообщает, что счастлива. И беременна. Но он женат. Как хотите, но это и завязка, и кульминация, и развязка. Осуществляется неотвратимый сценарий для каждой из женщин: одиночество и душераздирающая зависимость друг от друга.
Молодой режиссер вместе с художником-постановщиком Константином Михайловым сочинили дом-гнездо на крыше, откуда шаг до края. И героини по очереди, в моменты крайнего напряжения, делают этот шаг, замирая перед пустотой.
— Мне хотелось довести место действия до метафоры. Они живут на краю крыши. Они доводят друг друга до грани, до нервного срыва, до края. И кажется, вот она свобода, летай! Сделай шаг! Но... Знаете, есть потрясающий фильм Брессона «Приговоренный к смерти бежал» о том, как осужденный человек может сбежать, вот она, открытая дверь, вот возможность. Но страшно. Так и здесь, у Разумовской. Страх, привычка, привязанности держат, не дают выйти в полет. Зависимость друг от друга делает их несчастными. И счастливыми, — объясняет свой замысел Дарья Догадова.Молодой режиссер почувствовала в прекрасном тексте Разумовской чеховский нерв и чеховскую абсурдность. Она увидела сюрреалистическое замкнутое пространство — и неважен советский антураж — в котором три близких человека, обреченных друг на друга, любят и мучаются, и никуда им не деться, в какой бы огромной квартире они ни жили, а хоть бы даже и в разных домах. Им необходимо быть нужными и страдать от несбыточности мечт, просто потому что так все устроены.
Режиссер Дарья Догадова
— Это не только про несчастных женщин, и не только про женщин вовсе. И не только про одиночество. Это ад за закрытыми дверями, как у Сартра. Эта пьеса о том, как мы связаны, как влияем друг на друга, как не прощаем или прощаем. От каких случайностей зависит человеческая жизнь. Этим пьеса и прекрасна — ее можно раскручивать и в эту сторону, и в другую, дальше от быта, и выше. И выходить в открытое небо,— объясняет Дарья Догадова.