Молодой режиссер Челябинского Молодежного театра Дмитрий Писарев ведет последние репетиции перед премьерой музыкально-хореографического спектакля по сказам Павла Бажова «Сказы Медной горы». Пока хореограф-постановщик Степан Баннов (Театр современного танца Ольги Пона) занимается с актерами пластикой, режиссер ответил на несколько вопросов Первого областного информационного агентства.
Степан Баннов репетирует с актерами один из танцев
— Дмитрий, в этой сказке — новогодний сюжет?
— Совсем нет. Мы ставим не новогоднюю сказку, а просто сказку. Надеемся, она войдет в репертуар, хотя... за последние лет тридцать в театре таких прецедентов не было.
— «Сказы Медной горы» — это сразу несколько бажовских сюжетов?
— Я бы сказал, даже не сюжетов, а бажовских персонажей. В нашем спектакле действуют персонажи из разных сказов — Серебряное копытце, Хозяйка Медной горы, Кокованя, Даренка, Огневушка-поскакушка, ящерки, бабка-синюшка... Мы не знаем, откуда эти персонажи и образы. Бажов их сам придумал, но получилась такая убедительная имитация существующего мира, что его персонажи стали архетипическими. И это не сказки, это мифы.
— Есть серьезные отличия?
— Конечно. У Бажова не сказки, а сказы, как осколки какой-то неизвестной мифологии. И пока я писал инсценировку, понял, в чем отличие мифа от сказки. Сказка — это всегда мораль. А миф никакого отношения к морали не имеет. Помните «Мифы Древней Греции»? Там истории и приключения из жизни богов. Кто хороший, кто плохой? Наша родная Баба-Яга — такой же мифологический персонаж. Она плохая или хорошая? Вот и бажовская Хозяйка Медной горы — плохая или хорошая?
— Данила-мастер точно хороший, он трудился, старался. Он молодец.
— А она его все равно наказала. И в чем тут мораль? У Бажова в финале одного из сказов такая фраза о Хозяйке Медной горы: «Плохому человеку она приносит горе, но и хорошему человеку от нее мало радости». Как тут прикажете понимать? Поэтому я максимально постарался сделать так, чтобы в нашем спектакле не было морали.
Дмитрий Писарев — и автор музыки к спектаклю
— Смелый ход.
— Ну это я вам по секрету говорю. Получилась история о девочке, которая проходит путь до Хозяйки Медной горы. Она ищет Серебряное копытце, все для этого делает... только не подозревает, зачем ей этот путь. И чем он закончится.
Я подумал, что, как происходит смена времен года, так должна происходить в природе и смена Хозяек Медной горы. Все в мире циклично.. Хозяйка превращается в ящерку — и так совершается круг... Бажовым все эти превращения тоже заложены, если помните.
— Красивая история.
— Я надеюсь, что это будет чувствоваться. По сути все ее приключения по дороге становятся инициацией. И получается история про взросление, про становление... Про «время пришло».