В Историческом музее Челябинска 10 марта открылась экспозиция с фотоработами Рашида Усманова. На стенах галереи развешаны полотна в любимых Усмановым жанрах тревел- или стрит-фотографии: зарисовки из жизни кубинцев, туземцев, есть даже русская тройка. Каждый из этих снимков получил какую-то награду: медали международных и национальных фотографических федераций. Удивительное дело, а ведь еще несколько лет назад Усманов и фотографом-то не был.

Останавливаюсь у фотографии облупленного дома, где-то на задворках кубинского городка. На балконе стоит женщина в цветастых штанах. А на соседнем — кошка. И они внимательно смотрят друг на друга. Любопытно: когда через пятнадцать минут предложила герою сделать его портрет для интервью на фоне любимой фотографии, он тоже подошел к женщине с кошкой. Значит, угадала. Эта кубинская серия, кстати, получила «золото» репортажного жанра в международном конкурсе 35AWARDS.


В истории Рашида Усманова нет каких-то экзистенциальных метаний. Долгие годы он с фотографией сталкивался постольку-поскольку: немного увлекался в детстве (это было не менее модно, чем сейчас), а в 1990-е занялся изданием газет «Деловой Урал», «Уикенд» и журнала «Интеллектуальные игры» про шахматы, бридж и игру го. Кстати, шахматы были любимым хобби Усманова: он не только выпускал журнал, но и сам играл, был шахматным композитором и чемпионом России. Потом ушел в торговый бизнес, а фотографией занялся вслед за женой:

— Я помогал супруге вступать в Союз фотохудожников России, получать звание фотохудожника FIAP (Международная федерация фотографического искусства). Сам, между делом, изучал фотографию. Познакомился с офицером по связям FIAP в России, Сергеем Майоровым. Спросил его, а какие международные соревнования существуют? Он рассказал мне про Кубки мира среди стран и среди клубов. И неожиданно предложил стать куратором российском команды. Я согласился и у меня получилось: в первый год моего капитанства, в 2017-ом, сборная впервые получила «золото» Кубка FIAP.


— У вас на тот момент никаких личных побед и наград не было?

— У меня не было даже портфолио! Пришлось срочно наверстывать, изучать конкурсные номинации, создавать серии, работать с новыми для меня жанрами. Например, я раньше не признавал студийные работы и ню-фото . Но для конкурса требовались снимки. И не такие, как привыкли делать в России, где жанр балансирует на грани с эротикой. Международное «ню» гораздо более эстетично, в духе художников эпохи Возрождения.


«Русская фотография мягкая, но жалит»

— Отличаются ли взгляды фотохудожников из разных стран?

— У каждого мастера, у каждой страны свой неуловимый почерк. Это знание приходит с насмотренностью. Представители британских фотоклубов, например, говорят что «русская фотография мягкая, но жалит», то есть берет за живое.


— А британцы — авторитет?

— Несколько лет они были лучшими, законодателями, если можно так сказать. Но когда мы начали стабильно брать «золото» Кубка FIAP именно среди фотоклубов, а не в личных зачетах и номинациях, они оставили массу восторженных отзывов о российских работах, назвали теперь уже нас лидерами и даже предлагали мне провести несколько онлайн мастер-классов. А Роджер Джордан (лучший международный фотограф по версии FIAP Прим. ред.) заявил, что русская фотография стала для него открытием и шоком, в хорошем смысле.


— «Золото» среди фотоклубов было в прошлом году, когда Кубок проходил в Челябинске?

— Да, это знаковое событие для города. Сначала мы, совместно с Историческим музеем и его директором Владимиром Богдановским провели в Москве фотосалон «Гранд Евразия», где были выставлены фотографии лучших фотографов России и мира. Рикардо Бузи, президент FIAP отметил заслуги наших фотохудожников (еще бы, золото Кубка несколько лет подряд — Прим. ред.) и уровень мероприятия. Поэтому Кубок мира 2020 проходил в Челябинске, во многом благодаря поддержке Владимира Богдановского.

— Эта история как-то продолжится в 2021-ом?

— Удивительное дело. Весь мир признал российских фотографов лучшими, но в нашей стране об этом практически не знают. Хотя у нас столько фотоклубов и разных выставок проводится. Поэтому мы, во-первых, будем побеждать дальше. А во-вторых, популяризировать, продвигать наших фотохудожников. После удачного Кубка 2020 все шло к тому, чтобы открыть в Челябинске филиал международного выставочного центра FIAP, но пандемия...


— У вас все путешествия заточены по фотопроекты для конкурсов?

— Теперь да. У меня девиз «уверенность — залог успеха». И участвовать ради участия не люблю, нужна победа. А для победы нужны красивые фотографии. Танзания, ЮАР, Куба. Я раньше считал, сколько стран посетил, теперь сбился со счета. Все поездки планирую под съемки, чтобы наблюдать за дикой природой, жизнью разных городов.


— Какую фотографию или серию мечтаете сделать, когда откроют границы?

— Очень хотел попасть в Папуа-Новая Гвинея, это там, где до сих пор каннибализм. Но туда сложно, въехать можно либо с Индонезии, либо с Австралии. И гидов мало. Так что ничего сейчас не планирую и не мечтаю. Пусть мир придет в себя. И я вместе с ним.