Арт-проект челябинских художников «Вспышки и пробелы» завершился 18 июня в городском бору однодневной выставкой с пластическим перформансом и медитацией.
«Вспышки и пробелы» шли почти месяц. Это совместный проект московского Дома культуры «ГЭС-2» и челябинских художников. Весь месяц в городе параллельно шли пять лабораторий. Они посвящены соседству шумного города с лесом, уличному искусству, потайным местам на окраинах и в целом ощущениям от жизни в провинциальном мегаполисе.
Художники и танцоры изучали лес: первые записывали и зарисовывали впечатления в небольшие дневники, а вторые — передавали шум леса и свои впечатления через движения. Результаты их работы представили прямо на поляне: расставили импровизированные столики, а на них выложили самодельные дневники.
Были стандартные бумажные книжечки, а были очень необычные: например, лоскутное одеяло, где каждый цветной узор обозначал цветы, деревья, пение птиц и эмоции, которые все это вызывает, или книжка, сделанная из керамики (!), в которой тяжелые страницы приятно постукивают при перелистывании.
Кто-то оформил свои впечатления просто в серию картин: они висели на веревках между деревьями, лежали под кустами или были спрятаны отдельно, в небольшом овраге.
Здесь же, прямо на выставке в лесу, прошел танцевальный перформанс. Его повторили для зрителей дважды, но второе представление прервал дождь, и все принялись быстро накрывать экспонаты пленкой и пакетами.
«Я очень рада всем этим ранним подъемам в семь утра, многочасовым прогулкам. Здесь теплая атмосфера соединялась с рабочей. Было огромным удовольствием сопровождать авторов в этом маленьком приключении и с восхищением наблюдать, какие проекты получаются. Всем с большой гордостью рассказываю про лабораторию дневников. Насколько мне известно, мы первые, кто в Челябинске вообще сделал выставку в лесу, и я считаю, справились офигенно», — комментирует куратор лаборатории «Дневники наблюдений» Алиса Жихарева.
Параллельно проходила лаборатория во фруктовому саду при Одигитриевском женском монастыре: поэты и художники гуляли по монастырской заимке с экскурсиями. Итогом их работы стала общая книга, посвященная «Плодушке»: в ней собрали зарисовки в виде открыток и текстовые впечатления от прогулок по фруктовому саду.
В рамках проекта свой аудиоспектакль представили и актеры Челябинского Молодежного театра и главный режиссер Иван Миневцев.
Это постановка-променад о Ленинском районе. Авторы записывали звуки города и озера Смолино: шум ветра, шаги, стуки и скрежет, разговоры людей — все, что можно услышать, просто прогулявшись по району. Потом саунд-дизайнер собрал все в аудиосопровождение для спектакля. В итоге получилась «бродилка» по Ленинскому в наушниках, с шумом города и историями.
Еще одна часть проекта. Она о городском стрит-арте. В этой части проекта участвовать могли все желающие (в остальных — только по регистрации и после отбора). Это экскурсия по местам, где сохранилось уличное искусство, созданное за последние 30 лет.
Одним из ведущих прогулки был авангардист и музыкант Лев Гутовский, который в 1990-е был одним из пионеров современного искусства в Челябинске. И до сих пор он осваивает новые практики, делает выставки и создает произведения, при виде которых некоторые только крутят пальцем у виска.
«Челябинск — город необнаруженного безымянного современного искусства — это искусство нас настигает часто в самых неподходящих для такого формата местах — нет — это не магазины — которые без сомнения являются местами поинтереснее музеев — это обычные городские общедворовые помойки — или мусорки — или как угодно»,— так объяснял Лев в одной из своих тирад о стрит-арте.
В уличном и стихийном искусстве Гутовский тоже разбирается. Можно вспомнить, как он описывал строительные леса, которыми был закрыт храм Александра Невского во время реставрации, или как осмыслял стройные ряды выброшенных стеклянных банок у мусорного контейнера.
«Два дня назад прохожу диагональю дворами от Цвиллинга к театру Манекен — и на бетонном постаменте мусоросборника вижу стопроцентную инсталляцию — прошу прощения за это неприличное слово — вижу современное искусство — тоже простите за этот кислый штамп — вижу нечто удивительное — стоит небольшое войско трехлитровых банок — но их вид совершенно не соответствует их обычному стеклянному облику — это было что-то напоминающее старые и вычурные гильзы от таинственных или секретных снарядов», — комментирует авангардист.
Экспериментальный проект «Вспышки и пробелы» завершился 18 июня. Еще одна, большая отчетная выставка состоится в августе в Доме архитектора: там на два месяца выставят все дневники, а в середине осени работы отправят в ГЭС-2 в Москву.
Напомним, что «Вспышки и пробелы» — это часть большого всероссийского проекта «ГЭС-2: города». Авторы показывают жизнь современного искусства в провинции и объясняют почему работы местных художников ничем не хуже столичных.
Челябинск стал вторым городом, в котором московские кураторы делают выставки с местными авторами. Первым была Кострома, а после Челябинска проект стартует в Петропавловске-Камчатском.