В сухой и жаркой степи 28 и 29 июля состоялся фестиваль исторической реконструкции «Пламя Аркаима». Ежегодное событие проходит в седьмой раз при поддержке ассоциации «Археос», тематических клубов и Минкульта Челябинской области. В этом году темой фестиваля выбрали кочевников — древних скифов, викингов, сарматов, близких нам казахов, башкир. Такая тема открывает портал сразу в несколько веков — от древности до почти XIX столетия нашей эры.


«В этом году тема фестиваля более широкая: кочевые народы. Это и древние племена вроде скифов и гуннов, и более современные — башкирские, казахские народы. Поэтому и участников гораздо больше: 40 клубов из разных городов России. Мы перенесли фестиваль на площадку поближе к музею. Здесь удобнее парковаться, а в перерывах фестивальной программы можно зайти в музей, осмотреть экспозиции», — рассказывает Владимир Здор, специалист отдела популяризации культурного наследия музея-заповедника.

На площадке перед музеем в одну ночь выросли шатры, палатки и юрты — с десяток навесов защищали от солнца участников-реконструкторов. Некоторые кочующие рьяно защищали свои границы, не подпуская в тень к своему столу случайных зевак. А те, кто и сам сидел на пекле в войлочной шапке, были более приветливы — угощали гостей фестиваля водой, квасом, сушеными яблоками, охотно играли на варгане, давали подержать меч или примерить шлем.

Среди выгоревшего ковыля, пырея и тысячелистника для гостей поставили три стола для творческих мастер-классов: можно было лепить из глины, плести браслеты и древним кремниевым сверлом проделать отверстие в деревянном кулоне-заготовке. Кто-то садился за древние меха и раздувал жаркое пламя для плавления металла в земляной печи, учился стрелять из лука, метать копье или топор (правда, за деньги). Для детей устроили небольшой раскоп с сокровищами, ристалище для лучного боя и веселые драки на травяных палицах.

Когда на сцене появились представители Мастерской уральского эпоса, публики на поляне прибавилось. Артисты-реконструкторы играли на этнических инструментах, рассказывали башкирские легенды. А потом исполнили новую песню «Мой Аркаим — страна городов», сочиненную специально для фестиваля. Кто знает, возможно, хит Мастерской уральского эпоса станет неофициальным гимном заповедника-музея?

Зрители справлялись с палящим солнцем как могли — ходили с зонтиками, обмазывались солнцезащитным кремом и обматывались тряпками, постоянно убегали к берегу Караганки, искупаться. Тем более что там, у Караганки, были сувенирные и продуктовые палатки Аркаима. На фестивальной поляне в огромном котле тушили мясо и овощи, а на столе резали арбуз. Но еда предназначалась лишь для самих реконструкторов. Гостям еду не предлагали, даже за деньги.


Точкой притяжения неожиданно стала юрта миасского клуба «Ратный век». Здесь почти нон-стопом рассказывали о быте мадьяров — воинственных кочевников южноуральских степей эпохи бронзы. Сейчас мы этот народ называем венграми, а раньше кочевники-мадьяры охраняли караваны, держали скот и удивляли соседей весьма революционным жизнеукладом: например, женщины у них носили шаровары и сидели в седле наравне с мужчинами.

Реконструкторы описывали жизнь, обычаи, традиции мадьяров, особенности их кочевых костюмов. Но главное — в юрте было прохладно. Поэтому мадьяров полюбили буквально все. Представители клуба уточнили, что юрта тюркская, но на температуру внутри это не повлияло.


Оживилась публика, когда на сцене закончился конкурс национальных костюмов и начались битвы: реконструкторы из разных клубов подготовили несколько сражений. Пара на пару бились средневековые рыцари и башкирские лучники. Кто с копьем, кто с тяжелым двуручным мечом, кто со щитом, кто в кольчуге, а кто в рубахе на голое тело. Жаль, реконструкторы строго следовали кодексу и не сталкивали в боях тех, кто и в реальной истории на поле боя встретиться никак не мог.

Особенным гостем фестиваля стала Ирина Текслер, общественный деятель, основатель Фонда 2020. В прошлом году на фестивале презентовали большой документальный проект об Аркаиме и первой синташтинской колеснице, который был реализован при активной поддержке Фонда 2020.

Ирина Николаевна прошлась по площадкам реконструкторов, задержавшись на поляне скифов. Историк Яков Внуков из Москвы показывал собравшимся, как кочевники делали украшения — плавили стекло в толстенных котелках, катали разноцветные бусины на палочках, нанизывали цветные горошины на нити, собирая в большие ожерелья. Здесь же были представлены уникальные костяные доспехи и прочая амуниция древних вождей.


Яков Внуков предложил Ирине Текслер примерить шлем скифской амазонки. А протоиерей, секретарь Челябинской епархии Игорь Шестаков, который тоже оказался среди гостей фестиваля, добавил к образу небольшой сарматский топорик.

— Вы уверены? — Ирина Николаевна взвешивает топорик в руке.

Абсолютно! — кивает Игорь Шестаков. — Между прочим, царица, которую нашли тут, в Аркаиме, получила в лоб чем-то подобным.

К слову, отец Игорь Шестаков на Аркаиме чувствует себя как дома: еще в 1985—1986 году он оказался здесь студентом истфака ЧелГУ. И вместе со Здановичем открывал «страну городов». Часть раскопок велась там, где сейчас разворачивается «Синташтинский феномен». Это масштабный раскоп древнего поселения на берегу реки, где сохранились захоронения, очертания жилищ и прочие следы древней цивилизации. На средства президентского гранта территорию на берегу Синташты превратят в музей под открытым небом — с реконструированными курганами, информационными щитами и экскурсионными турами.


Собственно, туда, на территорию феномена, мы и отправились, когда итоги конкурсной программы фестиваля «Пламя Аркаима» уже подвели, а до вечернего костра оставалось еще несколько часов.

Площадка «Синташтинского феномена» находится недалеко от музея-заповедника, километрах в 50, за Рымникским поселком. Здесь, у излучины реки Синташты, много столетий назад было огромное поселение. Ученые уже подтвердили, что часть территории была затоплена. Но для исследования сохранились курганы, зольники, укрепленные строения.


Сейчас на площадке вскрыли «детский» курган — 23 захоронения детей и совсем малышей, в могилах которых нашли бусики и черепки. А еще именно здесь когда-то нашли останки тех самых древних колесниц, на основе которых свою колесницу воссоздал археолог Иван Семьян.

Пустошь размечена археологическими колышками, тут стоят информационные щиты. И готов первый из реконструированных курганов — памятник был сильно разрушен и разграблен, скорее всего, даже в первые годы своего возведения. Однако у ученых все равно появилось достаточно материалов для исследования. В дальнейшем здесь появится реконструкция и Большого Синташтинского кургана — главного на этой территории. А пока вдоль берега Синташты плавает белый лебедь.


Юрий Макуров, замдиректора «Аркаима» и по совместительству наш экскурсовод по древней Синташте, сказал, что этот лебедь охраняет территорию, пока его лебедушка возится с птенцами чуть выше, за излучиной реки.


Фестиваль «Пламя Аркаима» закончился традиционным большим костром, вокруг которого собрались те, кого пощадило беспощадное степное солнце. Ведь бороться с ним не так сложно — нужно всего лишь быть «своим» реконструктором, чтобы тебя пустили отдохнуть под навесом от жары.