Творческое пространство в усадьбе Рябининых, созданное командой Дмитрия Закарлюкина (GoGreenCenter), Анны Леготиной (историк архитектуры, главный куратор) и «Том Сойер Феста», закрыто. Об этом объявили авторы проекта.
«У самых лучших в мире проектов есть главное свойство — в какой-то момент они закрываются. Проект „Усадьба_Рябининых“ такой. Мы благодарны усадьбе за то, что с нами произошло в 2022 году, за то, что она стала временным шелтером, за то, что архитектура прошлого на время стала такой близкой и доступной. Каждый день у нас были открытия. Ну и, конечно, мы благодарны всем, кто поддерживал проект и просто нас, авторов этого проекта», — таков текст сообщения в ТГ-паблике Ryabinin_house.
В декабре 2022 года мы писали, что усадьба закрыта, проект поставлен на паузу. Дмитрий Закарлюкин в разговоре с Первым областным информагентством тогда признавал, что несмотря на то, что площадка стала в Челябинске новым качественным местом притяжения, принимавшим буквально любой формат культурных событий, проект оказался убыточным. Лекции об истории города, кино и моде, кинопросмотры под открытым небом, театральная лаборатория «Контур Любимовки», mini fest, концерты рок-групп и джаз-бандов, выставки, паблик-токи, спектакли плейбэк-театра, винтажные ярмарки, поэтические вечера — по большому счету, здесь не было ограничений для культурных активностей, и не было ни одного вечера летом 2022 года, чтобы в усадьбе было тихо и пусто.
«Проект оказался сложным с финансовой, с культурной и с сущностной стороны. Мне было важно не свалиться ни в коммерцию, ни в культпросвет-занудство. И что вышло? Баланс мы выдержали, но денег мы не заработали. Есть сейчас обязательства, которые мы продолжаем закрывать. Проект не окупился», — говорил в ноябре Дмитрий Закарлюкин.
По сути, экологический предприниматель Закарлюкин все это время платил владельцам (компания «Восточные ряды») из личных средств. Весной команда договорилась с собственниками о том, чтобы разделить риски проекта: авторы проекта «Усадьба_Рябининых» несут операционные затраты и коммунальные расходы, а собственники снимают ожидания по аренде.
«У меня смешанные чувства от закрытия проекта „Усадьба Рябинина“. Во-первых, есть удовлетворение. Мы это сделали. Мы смогли открыть ворота и пустить поток народа на территорию исторического особняка. Из заброшенного объекта культурного наследия усадьба стала знаковым, живым, очень теплым пространством для города. Во-вторых, это печаль. Оттого, что мы живем в городе, которому ничего этого не надо. С другой стороны, я себе напоминаю, что это не мы из России, а Россия — из нас, как говорил один знакомый. Третье чувство — это благодарность команде и собственникам, которые дали нам шанс. Я признателен ребятам, которые поверили в идею, а главное — показали всем, что так можно. Это удивительный и очень ценный опыт. Пусть не здесь, пусть не мы, но кто-то когда-то где-то придумает что-то похожее и будет уже знать, что это — возможно», — так резюмирует итоги проекта Дмитрий Закарлюкин.
Ему вторит и куратор историк архитектуры Анна Леготина. Она считает, что проект получил такой отклик от города, что стало понятно, как это важно.
«Очень жаль, мы влюбились в ваше место, познакомились с интереснейшими людьми! Вы просто спасли мою психику летом 2022 года»,
«Ребята, вы такой глоток воздуха, место, куда хочется приходить, где спокойно»,
«Возвращайтесь! Нашему городу нужны герои» — такие комментарии оставляют челябинцы под постом о закрытии усадьбы.
«У нас получилось создать очень душевное, творческое комьюнити, заинтересованное делать что-то хорошее, изучать город и его историю, развивать его культуру. У нас появился опыт обживания объектов исторического наследия. Мы поняли, что это возможно. Кто знает, может, найдем новую площадку и перенесем туда этот красивый, романтический и сложный проект», — рассуждает Анна Леготина.
Пока у команды нет четкого понимания, что дальше. Владельцы исторического особняка, по нашей информации, планируют открыть там ресторан восточной кухни.