— Каждый советский ребенок помнит эту барщину под названием «В сад». Выходные, жара, родители тащат тебя куда-то полоть морковку.
— В точности моя история. Я помню этот еженедельный кошмар.
Мне лет 12. Мы живем на Северо-Востоке, сад — в Чурилово. Садимся в битком набитый автобус. Всю дорогу я рыдаю. Это были какие-то галеры: комары! сорняки! Все друзья в этом время гоняют на великах! Мне было лет 15, когда мама сказала: «Так, все. От тебя одна нервотрепка, нытье и визги. Ты свободна».
— Мама и подумать не могла, что ее дочь через лет 15 станет самым любимым телеведущим всех садоводов Южного Урала.
— Мама даже пережила свою минуту славы. Ехала в автобусе, услышала разговор о «Зеленой передаче» и поправила одну из пассажирок. «Можно подумать, вы там кого-то знаете!» — фыркнула дама, на что мама гордо ответила, что Светлана Налетова — ее родная дочь.
— Не поверили?
— (Смеется) Нет. Сказали, что мама Светланы Налетовой на автобусе не ездит.
Светлана Налетова и Светлана Бацан, создатели и авторы «Зеленой передачи», в фирменных зеленых косынках, 2009 год
— Давай вспомним, как все началось. Вы со Светланой Бацан — репортеры в программе «Телефакт» на «Восточном экспрессе». Кто из вас придумал «Зеленую передачу»?— Никто. Некий мужчина, имени которого история не сохранила, настойчиво предлагал Свете Бацан: давайте сделаем передачу для садоводов и будем зарабатывать бешеные деньги! Света считалась корреспондентом из народа и специализировалась на сельском хозяйстве. Наверное, поэтому он к ней с этой идеей и приставал.
— У него был какой-то коммерческий интерес?
— Конечно. Мужчина пропал, а идея осталась. И вот однажды Бацан и говорит: «А давай? Интересно же!»
Из «Телефакта» нас никто не отпустил. К тому времени мы лет десять работали в новостях. Наш любимый директор Юрий Вишня сказал: «Окей, девочки. Пробуйте». И мы начали снимать параллельно с новостями сюжеты про сад и огород.
— В какой момент вы поняли, какой нашли удачный формат?
— Мы этого вообще не понимали. Мы делали, что нравилось нам самим. Начали с самых азов. У Светы появился участок в Бутаках, и непонятно было, что там делать. Я помогала родителям мужа на даче. Помогала не из любви к садоводству, а просто потому что была добропорядочной женой. Анатолий Георгиевич и Эмма Ниловна Налетовы — чудесные родители моего мужа. Вот кому я обязана любовью к саду.
Лучшим комплиментом от Анатолия Георгиевича было обращение к сыну: «Дима! Не сажай морковку! Пусть Света, у нее легкая рука».
Съемки программы всегда проходили в самых живописных условиях
Если сейчас пересмотреть наши первые программы — это очень смешно. Какими мы были наивными и глупыми! Какие катастрофически безграмотные вопросы мы задавали опытным садоводам! Как они, бедные, нас терпели.— Так вы и программу делали для человека, который хочет разобраться.
— Наверное. И так как у нас не было конкурентов, мы не чувствовали себя дурочками. Нам очень повезло с экспертами, которые с нами начинали: они к нашим просьбам относились ответственно и с пониманием. С первой программы и до сих пор с нами Светлана Иосифовна Мартынова. Мы, конечно, подружились за годы. Она говорит: «Вы были такие дурочки, но это было так мило!» Словом, садоводы старшего поколения понимали: если они нас не поддержат, программа загнется.
— Даже так?
— Конечно. Они в любое время дня и ночи брали трубку, отвечали на дурацкие вопросы, искали новых героев.
Светлана Иосифовна Мартынова, садовод-опытник, постоянный консультант и друг «Зеленой передачи»
— Так когда вы поняли, что придумали отличный проект?— Слава подбиралась с разных сторон. Свету Бацан однажды узнали в бане. Она смеялась: не знала, говорит, каким тазиком прикрыться. Мы поняли случайно. В электричках.
— ??
— Года через два мы стали выпускать собственное печатное издание. Это был наш первый и последний частный бизнес — «Зеленый журнал», формата А4, на дурацкой бумаге с цветной обложкой. Печатали тиражом 10 тысяч экземпляров. Это был 2009-й примерно год.
— Ого. Несусветный по нынешним временам тираж.
— Сейчас да. Так вот, мы сами бегали по электричкам и продавали его. Он и в киосках лежал, но возвраты были тотальные. До сих где-то в гараже валяются эти пачки. Мой муж Дима, который всю жизнь в продажах, прекрасно понимал, какой это провальный проект. На первых порах пытался давать советы, потом махнул рукой. Тысяч по десять мы заработали.
Так вот, в электричках ехала наша целевая аудитория! Мы заходили в вагон и с недоумением понимали, что нас узнают. В вагонах люди рты открывали. Мы не понимали, что за странная реакция. Так выяснилось, что мы телезвезды.
Светлана Бацан и Светлана Налетова (фото Александра Кондратюка)
Нам еще писали письма. Бумажные! Одно из них я помню до сих пор: «Девочки, большое вам спасибо за то, что вы делаете. Я вас очень люблю, Наташа и Наташа». Наш любимый оператор Михаил Драков долго нас так дразнил.— Съемки, видимо, у вас проходили весело.
— Очень весело. Хлебосольно, с винопитием, с накрытым столом. И сейчас так же: садоводы готовятся к нашему приезду, накрывают столы, наряжаются, достают вкусное. Всей улицей собираются.
— Прямо «Поле чудес».
— Примерно. Я застала то счастливое время, когда приезд телевидения был событием: «К нам камера приехала!» Во-первых, эти люди так воспитаны, а во-вторых, чувствуют, как искренне мы к ним относимся, как стараемся.
— Поколение наших бабушек.
Да, когда мы начинали, наша типичная аудитория выглядела примерно так — бабушка в платочке и в растянутых трениках, которая стоит попой кверху на участке. Но это устаревшее представление о садоводах. Сейчас наша аудитория выглядит совсем иначе.
— Вот с этого места поподробней.
— Пожалуйста. Садоводство — одно и самых затратных хобби человечества, на третьем месте после детей и питомцев. И это не британские ученые подсчитали. Участки под дачу или дом покупают молодые люди, которые готовы вкладывать приличные деньги в свой приусадебный участок. Покупают технику, саженцы, семена, удобрения... Сами хотят что-то высаживать, строить и придумывать ландшафтный дизайн.
— Опиши новый тип садовода.
— Это молодые люди 30—35 лет. Они знают, что в сад надо вкладывать и деньги, и знания. Понимают, что время навоза прошло, что появляются современные гибридные сорта, новая химия для растений, много читают и смотрят.
— Они создают сад для отдыха?
— Да. Но в нем приходится работать — сюрприз! Думаю, я сама типичный представитель нового поколения садоводов, поэтому расскажу мой личный опыт.
Когда мы приезжали в родительский сад, то были вынуждены работать по их правилам: картошка, земляника, 300 корней помидоров, вишня.... И настал момент, когда мы заговорили о газоне. Папа сказал: «Я траву не ем».
Мы с мужем боролись долго и, когда победили, — выкорчевали десять вишен и всю землянику за одну ночь! До такой степени боялись спугнуть. На этом месте разбили газон, примерно сорок квадратных метров: сами сеяли, ровняли бочками, дощечками... Откуда у нас специальный каток?
Когда газон взошел, папа спросил: «А по нему ходить-то можно?» И я никогда не забуду момент, когда папа разулся и босыми ногами прошелся впервые по свежей травке! Сказал: «Ну, ребята, спасибо!» Это была наша победа. Папа после этого полностью передал сад в наше правление.
Газон получился восхитительный. Газон для чего? Конечно, для отдыха. Но у мужа весь вечер пятницы и половина субботы теперь уходит только на газон (их три). Стрижка, аэрация и так далее.
— Картошку перестали, наконец, сажать?
— Нет, конечно! Каждый год сажаем 10—12 кустиков. Объясню зачем. Я выращиваю картошку на соломе: солому поднимаешь, откручиваешь клубенек и возвращаешь куст на место, пусть дальше растет. Просто любим молодую картошечку.
— Но огородная часть стала сокращаться? От чего отказались в первую очередь?
— Сначала на месте смородины и вишни поставили детский городок. Это была наша ошибка. Дочь Варвара там играть не желала. Она либо на речку бежит, либо по пыльной дороге носится с друзьями. Мы не приобщаем дочь к прополке и прочим работам. Не повторяем ошибок родителей.
У нас, как у всех молодых садоводов, сначала был такой этап: никакого огорода — декоративное садоводство: вот беседка, вот цветник, вот газон. Обязательно гортензии — самое любимое растение уральских садоводов. Клематисы. Обязательно хвойные: можжевельники, пихты, сосны.
Мы все это сделали. А потом построили две теплицы.
Эрихт Фалкенберг, селекционер, постоянный консультант «Зеленой передачи»
— Вот это поворот.— Ну вот что это? Хочется выращивать съедобное. Начинаешь разбираться в сортах и удобрениях.
Потому что... когда съедаешь помидорку, которую от и до сам вырастил из крошечного семечка, — это же счастье. А первый огурец, колюченький, теплый. Запах какой!
В теплицах мы стараемся выращивать перцы, баклажаны, помидоры и огурцы. Да, я знаю, что в грунте помидоры всегда вкуснее...
— ...если выживут.
— Вот именно. У нас же край авантюрного садоводства. Поэтому мы решили не рисковать. Плюс лук-порей, картошка, свекла, морковь, земляника. Яблоня, груша и два абрикоса.
Но сценарий все равно особо не изменился: в пятницу вечером приезжаем и до вечера воскресенья работаем. Бывает, гостим у соседей, смотрим из-за забора на свой сад, и я говорю мужу: «Дим, какой у нас сад красивый!»
«Зеленая передача» выходит и зимой
— Из-за забора всегда видней.— А мы не понимаем этого, правда! И потом, мы видели такие чудесные участки, восхитительные. Это заблуждение — думать, что если участок красивый и ухоженный, то люди тут ничего не делают, просто отдыхают. Все наоборот: здесь ребята серьезно потрудились.
— Некоторые садовников заводят.
— Это правда. С недавних пор садовник — очень востребованная профессия. Их мало.
Словом, пора развеять стереотип, что садовод — это бабушка с тяпкой. Нет, это прогрессивные ребята, успешные предприниматели, которые с удовольствием надевают старые джинсы и возятся с землей. Они понимают, что тебе земля отдаст больше, чем ты в нее вложишь. Садоводство становится все более компетентным. Молодые пользователи тратят деньги и на декоративные растения, и на передовые селекционные сорта, и на инструменты.
Виктор Неряхин, садовод-опытник, постоянный консультант «Зеленой передачи»
И это не ради пропитания совсем! Это что-то... нематериальное. Если такое чувство один раз поймал, никогда не забудешь. Все силы мне дает земля. Это настоящее, живое. Пока у нас есть сад — мы не пропадем, какие бы ни были сложные времена.— Где ты находишь своих необыкновенных героев?
— Своих необыкновенно скромных героев мы находим по сарафанному радио. Приезжаем на сюжет, нам говорят: «Ой, знаете, а у меня еще Люда, вот тут через дорогу, выращивает такие орхидеи!» И всю жизнь так — один дарит нам другого.
Есть виноградарь потрясающий под Южноуральском — мой любимый Юрий Иванович Аникин. У него лозы виноградные стоят как по стойке смирно, ни былинки, ни травинки.
Недавно говорит: «Ну иди сюда, Света Налетова! Я тебе сейчас дам! Ты что со мной сделала? Ко мне откуда только ни приезжали за саженцами: из Красноярска, Томска, Тюмени. Из Монголии звонили!»
Я обожаю своих героев, которые бесстрашно пробуют что-то новое. Мне недавно друг, ландшафтный дизайнер Алексей Агапов, подарил вот такую крошечную, сантиметров двадцать, сосну.
— Она вырастет?
— Нет, только в ширину. Или есть такая Лена Омарова, которая первой в Челябинске стала выращивать помидоры серии «гном». Вырастает куст высотой в метр, а на нем — пять килограммов помидоров. Не надо ни подвязывать, ни пасынковать, но формировать необходимо. Лена эту серию разыскала где-то в Америке. Сейчас это бум.
Телезвезды Светлана Налетова и Светлана Бацан (фото Александра Кондратюка)
— Тема, которую вам когда-то подкинул безымянный дяденька, оказалась золотой жилой. Если не ошибаюсь, «Зеленая передача» — единственная, которая уцелела на ОТВ из 15—20 программ «Восточного экспресса»?— Да. Я очень благодарна этому человеку. Был огромный запрос аудитории. Этим объясняется популярность программы чуть ли не с первых выпусков: мы отвечали на вопросы садоводов. И потом, мы делали то, что нам самим было в кайф, в чем хотелось разобраться.
— Это, пожалуй, ключевой момент.
— Наверное.
...Я столько раз это испытывала. Вот пятница, вечер. Ты после рабочей недели, измочаленный, нервный, никакой, открываешь садовую калитку. И тебя накрывает такое счастье!
Как будто в один миг прочищаешься, просветляешься, все проблемы и скандалы где-то далеко-далеко. Трудно объяснить, но каждый, кто любит возиться с растениями, хорошо знает, какую силу, мощь, волшебство дает земля. Какая это благодарная работа. И все свершается через любовь.
«Зеленая передача» выходит на ОТВ каждую неделю по четвергам, в 10:00, и по-прежнему собирает у телеэкранов большую аудиторию внимательных зрителей.