— За прошедшие три десятилетия заметно сократилось количество клубов, кружков и секций начального технического моделирования. Не удивительно: в погоне за цифровыми технологиями, увлеченные виртуальной реальностью, мы сделали ставку на искусственный интеллект, сами до конца не понимая, что ошиблись.
Современные дети точно так же мечтают о небе, грезят космосом и хотят исследовать океанические глубины. Наша задача — дать им возможность попробовать себя в роли будущих конструкторов и инженеров. Тем более что занятия в таких кружках, в большинстве своем, бесплатные, не имеют серьезных ограничений по здоровью, а материалы, из которых создают первые модели: бумага, фанера, клей, нитки, — доступны всем. Допускаю, что несколько раз в неделю клеить, пилить и резать школьникам постарше может быть скучно. Чтобы поддержать их интерес к моделированию, нужно вовлекать детей в соревновательное движение. Например, в ноябре этого года в Челябинске прошел фестиваль по авиамоделированию «Моя первая модель», посвященный 100-летию конструкторского бюро «Туполев». Фестиваль был организован Региональным центром технического творчества. Более 100 юных конструкторов и инженеров со всей Челябинской области подняли в воздух модели самолетов и планеров, чтобы проверить их на точность и дальность полета.
В основе любого, даже самого высокотехнологичного устройства лежат простые физические законы, знакомиться с которыми гораздо интереснее не за чтением учебников, а в процессе работы руками, создавая прообразы автомобилей, кораблей или самолетов. После соревнований дети возвращаются в кружки и совместно с наставниками дорабатывают свои изобретения, думают, как улучшить их технические характеристики, пробуют, тестируют, испытывают. Поверьте, это гораздо интереснее! Знаю об этом не понаслышке. Свою первую модель простейшего самолета я смастерил в 10 лет на одном из таких занятий в авиамодельном кружке. Поэтому могу с уверенностью сказать, что ни одно из модных сегодня направлений технического творчества, будь то робототехника, 3D, hi-tech, Scratch или Python-программирование, по характеру развиваемых навыков не является заменой вековой традиции.
Занятия авто-, авиа-, судомоделированием ценны еще и тем, что стимулируют активное познание. Ребенок учится создавать эскиз модели, сам выбирает наиболее подходящий для нее материал, наблюдая, как он себя ведет в процессе работы. При этом юный конструктор действует в заданных рамках, понимая, что, например, размер крыла самолета или пушки танка не должен быть больше стольких-то сантиметров, а вес модели не должен превышать такой-то порог. Ребенку приходится решать задачку посложнее тех, что предлагают школьные учебники. Помимо этого тренируется навык принятия самостоятельных решений, усидчивость и внимательность.
Если мы хотим, чтобы завтра на предприятия автомобиле-, судо-, авиа- и ракетостроения пришли талантливые инженеры, конструкторы, техники-испытатели, их подготовку нужно начинать уже сегодня, с раннего детства воспитывать инженерное мышление, учить работать с материалами, пользоваться инструментом, творчески мыслить и не бояться трудностей.