Вице-губернатор Челябинской области рассказал, каким курсом будет двигаться регион.
Челябинская область — один из наиболее развитых промышленных регионов страны. Основные отрасли экономики: металлургия, машиностроение,
Руслан Усманович, сегодня мы бы хотели поговорить с вами о том, что происходит в экономике края, в экономике Челябинской области. На ваш взгляд, машиностроительная отрасль будет развиваться в нашей области?
Хотелось бы, конечно, производить здесь Tesla (прим.ред.: Tesla Motors — американская автомобильная компания из Кремниевой долины, ориентированная на производство электромобилей) или
Автомобильный завод «Урал», у него есть перспективы?
Автомобильный завод «Урал» сделал несколько новых моделей, они очень современные, они конкурентоспособные в своем сегменте, безусловно. К сожалению, рынок пока очень маленький, это Россия, Африка, еще несколько стран. Нужно очень серьезно расширять рынок, и только тогда мы сможем увеличивать наши продажи. Еще очень важна такая вещь, как бренд. Вот у нас есть предприятие «Крановые технологии», они сейчас изменили бренд, называются теперь «Жираф». Они это сделали не потому, что хотят
Что вы считаете базовыми отраслями, которые помогут экономике Челябинской области подняться?
Крупнейшие металлургические гиганты. Будет очень здорово, если они останутся на прежних мощностях и будут продолжать вкладывать деньги в модернизацию, улучшая экологические, в том числе, показатели, уменьшая тем самым количество людей, работающих на этих предприятиях. Что это означает? Что люди будут высвобождаться, и этих людей нужно трудоустраивать. Одним из направлений для трудоустройства является сельское хозяйство.
Для справки: Челябинская область занимает второе место по объемам производства мяса птицы. За 10 лет они увеличились в 8 раз. Сегодня область производит больше, чем может потребить: мясо всех видов, яиц, овощей, хлебобулочных изделий всех видов, макарон и круп.
У нас еще есть порядка 500 тысяч гектаров свободных земель, которые можно использовать. Нам нужно искать и заполнять эти территории инвесторами, чтобы они вкладывали. Наша позиция такова, что нам нужны понятные инвесторы, с понятной технологией и качеством продукции, которые четко соответствуют санитарным нормам, которые платят налоги и которые, что очень важно, используют в работе население, живущее на данной территории. Потому что, к примеру, китайские компании не используют наше население, не всегда понятны их технологии и химические элементы, которые используют. До сих пор непонятно, никто не может нам ответить, что они туда льют. Ни одной квоты китайцем за последние два года не было дано.
Для справки:
Очень красивое было открытие
Я уверен, что грузы из Китая будут. Очень важно, чтобы были грузы и в Китай. В феврале, как утверждают организаторы проекта, ситуация с грузами начнет меняться. Есть несколько очень крупных мировых брендов, которые собираются ввозить свои изделия из Китая. Китайская сторона подтверждает сейчас организаторам проекта, что она будет субсидировать эти поездки, перевозки, как в одну, так и в другую сторону. Мы прекрасно понимаем, что в нашу страну
Сейчас все говорят о вхождении на рынок Челябинской области магазина IKEA. На ваш взгляд, насколько для нас это интересный проект?
То, что мировой бренд приходит сюда в таких сложных экономических условиях, говорит, что ему это точно интересно. Они не рассчитывали это делать в ближайшие несколько лет, считали, что сделать это будет экономически очень сложно.
Для справки: IKEA в Челябинске ждут уже давно. Первая попытка захода нидерландской компании со шведскими корнями была совершена в 2004 году. Для IKEA был предложен участок недостроенного стадиона ЧТЗ, потом были озвучены планы по размещению гипермаркета в районе Копейска, но опять ничего не получилось. Теперь IKEA приходит в Сосновский район и появится на Новоградском тракте.
IKEA готова вкладывать в инфраструктуру, в том числе в дорожные развязки, чтобы там не было пробок. Они очень долго выбирали и выбрали это место на выезде из города в сторону Кременкуля в том числе потому, что по перспективному плану развития Челябинска и дорог, там будет большая развязка. Деньги за участок уже были выплачены.
Для справки: Торговый комплекс, который так долго ждали челябинцы, будет построен на
На ваш взгляд, каковы перспективы достаточно недешевого строительства скоростной магистрали «Челябинск — Екатеринбург»?
Это проект жизненно необходим Челябинску. Борис Александрович Дубровский верит в этот проект. Это точно его идея, которую мы прорабатываем уже больше полугода. Мы встретились уже со всем пулом экспертов, который есть в нашей стране, очень внимательно следим за тем, как развиваются подобные проекты в мире. Чудес же не бывает, наша экономика сейчас находится в очень сложной ситуации, но при этом развитие не может остановиться. Если развитие остановится, то будет как в «Алисе в стране чудес». Если ты стоишь на месте, то ты не стоишь на месте, ты деградируешь и идешь назад. Нужно бежать вперед, бежать изо всех сил. Если мы останемся на тех скоростях и инфраструктуре, которые есть, мы будем отставать.
Для справки: Впервые о реальной возможности построить магистраль между
Основной эффект будет агломерационный. Мы соединим два миллионника, получим конгломерацию, как мы говорили, в виде гантели в 3,5 миллиона человек. Экономика начнет работать быстрее, предприятия будут развиваться быстрее, рынки, по факту, «схлопнутся». Образуется синергетический эффект, и мы получим очень серьезные новые возможности. Муниципальный, региональный, федеральный бюджет, выиграют все три. И мы готовы будем доказать нашим федеральным коллегам, что агломерационные эффекты, которые возникнут, будут достаточными, чтобы оплатить концессию тем, кто вкладывал деньги.
Стройка оживит южноуральский промышленный комплекс для прокладки высокоскоростных магистралей. Понадобятся щебень, металлоконструкции, рельсы. Материалы будут поставляться с местных предприятий. Строительство подтолкнет региональный бизнес к развитию новых производств в области автоматики, контактных сетей. Строительство также создаст необходимость в новых рабочих местах.
Мы должны строить, мы должны развиваться, мы должны создавать новые рабочие места, потому как, я уже говорил, наши традиционные отрасли будут уменьшать количество используемых людей. И этих людей, высококвалифицированных, умеющих работать, мы должны трудоустраивать на новые предприятия. Эти предприятия нам нужно создавать. Задача правительства, то, что ставит перед нами губернатор, то, что мы сейчас прописываем в стратегии развития Челябинской области до 2030 года — чтобы предприятия эти были высокотехнологичными, чтобы они соответствовали тому самому 5–6 укладу. Тому, чтобы у нас развивалась робототехника,
Хотелось бы немножко поговорить о ШОС. На ваш взгляд, на сколько процентов мы можем сегодня быть уверенными, что это случится у нас?
ШОС и БРИКС в очередной раз Россия будет принимать. С вероятность 99,9%, это 2020 год. Кто это будет? У нас есть конкуренты, это Москва, которая может принять хоть что,
Для справки: Предложение провести в Челябинске саммиты ШОС и БРИКС поддержано на федеральном уровне. Подготовка предварительно оценивается в 50 миллиардов рублей. Планируется построить 4 гостиницы,
Большинство полномочий — там, а большинство проблем — здесь. И мы хотим, чтобы Челябинск под эту тему стал пилотом, чтобы сделать город чище в части выхлопа, выбросов. Мы хотим, чтобы предельно допустимые выбросы всех предприятий были снижены. Не просто, как предлагают промышленники: «А давайте мы на неделю печки все выключим и все. Все приедут, все чисто. А потом мы их снова затопим». Губернатор считает, что это неправильно. Он считает, что, безусловно, все должно делаться разумно, но предприятия должны системно, разумно продолжать вкладываться в экологические мероприятия.
Для справки: Будет достроена масштабная, многоуровневая развязка, соединяющая центр города с аэропортом. Реконструкция аэропорта вошла в число приоритетных инвестпроектов на ближайшие 5 лет. Из федерального бюджета на эти цели планируется направить более 5 миллиардов рублей.
Я не могу не спросить вас, вы сами затронули тему экологии. Буквально в эти дни идут дискуссии на тему нашего Томинского ГОКа. Как быть, что делать, и какова на ваш взгляд перспектива того же Томинского ГОКа?
Для справки: Томинский ГОК — проект РМК производительностью до 28 миллионов тонн руды в год. Месторождение включено в 50 крупнейших медных месторождений мира. Комбинат планируется построить с нуля. Близость ГОКа к Челябинску встревожила экологов и общественность, так как работы на месторождении планируется вести открытым, взрывным способом. Опрос ВЦИОМ показал, что 51% южноуральцев негативно относятся к строительству ГОКа в пригороде Челябинска. Более 60% считает, что экологическая обстановка в регионе станет еще хуже. Более трети опрошенных заявили, что ничего не знают о Томинском ГОКе, остальные же указывали на закрытость планов РМК. Несмотря на то, что мнения о строительстве Томинского ГОКа разделились практически 50 на 50, более 60% не исключают социальной сделки с инвестором.
Два слова буквально. Вы верите в наше туристическое будущее? В том числе и губернатор говорит, что будет создаваться туристический кластер. Поедут ли к нам российские туристы?
Очень важно, чтобы турист первый раз сюда приехал. Нужно создавать инфраструктуру, нужно создавать маршруты, нужно создавать продукты, мифы, благодаря которым люди сюда поедут. Этим занимается у нас министерство культуры, мои коллеги. Это направление есть, в чем они просят поддержку, мы ее оказываем.
Для справки: Границы туристического кластера пройдут по округе Миасса, Златоуста, Трехгорного, Кыштыма, Саткинского,
Есть универсальная формула успеха, которая работает везде. Она заключается в том, что мы можем развиваться, только когда у нас есть три вещи: лидер, компетенция и амбиции. Если у нас есть лидер, то тогда вокруг него возникает команда компетентных людей. Вот мы сейчас можем сказать, что завтра будем строить самолеты, но, к сожалению, у нас сейчас нет этой компетенции, мы никогда их не строили. Но при этом у нас есть компетенции в машиностроении, металлургии, приборостроении, вот там мы можем развиваться. Пример — «Станкомаш». 6 лет назад — заброшенное предприятие, ужас, все заросшее. Появился лидер Валерий Вячеславович Бондаренко. Он из этого куска земли почти в 200 гектаров в центре Челябинска сделал огромный индустриальный парк. Он сделал невозможное. У меня на стене висит его новый завод магистральных насосов. Я думаю, что это просто советские стройки, комсомольские, отдыхают. Он построил его за год. Никто не верит, что это возможно. Он очень четко понимает, что он в рынке, что импортозамещение — это не просто слова. Он берет и замещает продукцию, и продает ее. У него заказов на эту продукцию на 5 лет вперед. У него уже несколько новых задумок, и мы, конечно, очень бы хотели, чтобы таких лидеров в Челябинской области было еще больше.
Фото: gblor.ru