Главный тренер «Трактора» о ходе сезона, внутреннем микроклимате, не существующем «сливе» и задачах.
Позади почти половина регулярного чемпионата КХЛ. «Трактор» идет на 10 месте, чередуя яркие отрезки с провальными. Сейчас команды ушли на перерыв в связи с Кубком Карьяла и матчами сборных, и медиахолдинг ОТВ воспользовался паузой, чтобы обсудить первый этап «регулярки» с главным тренером «черно-белых» Андреем Николишиным. Наставник «Трактора» охотно рассказал о том, как команда чувствует себя в данный момент, какие игроки могут появиться в составе «трактористов», отношении болельщиков, жалобах игроков и «сливе», которого в принципе не могло быть. Николишин заявил, что команда точно попадет в плей-офф и будет бороться за высокие места.
28 игр, 37 очков, 10 место в Восточной конференции. Что скрывается за этими цифрами? Давайте подведем итоги практически половины чемпионата.
А что подводить? Вы сами все назвали: 28 игр, 37 очков, 10 место. Еще впереди 32 игры, необходимо решить первоочередную задачу - попасть в плей-офф, а там уже дальше решать иные задачи. Сейчас как раз перерыв, работаем над теми нюансами, теми моментами, которые позволили бы усовершенствовать игру, действовать эффективнее и результативнее.
На одной из пресс-конференций вы говорили, что выигрываем у фаворитов, лидеров, настраиваемся на них хорошо, а с прямыми конкурентами подводит психология. Не могли бы расшифровать, что входит в это слово «психология»?
Настраиваться на лидеров не приходится. Хоккеисты же живут в социуме: они читают газеты, интернет, где ваш брат, кстати, не всегда очень честно и лестно комментирует итоги, поэтому для них играть против лидеров всегда легче. Для лидеров мы являемся темными лошадками, а когда выходишь против прямого конкурента, все вокруг да около нагнетается - в прессе и везде. Не всегда они могут с этим справиться. Мы пытаемся нивелировать, справиться с этим состоянием, но не всегда получается. Еще раз повторюсь, думаю, что совместными усилиями добьемся того результата, который поставлен перед нами.
Поставленный результат - финал Восточной конференции…
Так психология как раз такая. Мы ребят на это настраиваем. Нет вторых, нет третьих мест, нет финала конференции. Есть Кубок Гагарина, надо бороться за него. Если ставишь другие задачи, это не к нам, это не с нами. Мы всегда ставим максимальные цели и идем только к высшей награде.
Пройдемся немного по игрокам. Кто порадовал? Например, Рыбаков - бомбардир, Мартынов - среди лидеров по блокированным броскам. Кого можете выделить вы? Быть может, не в игровом плане, а в бытовым или в плане самоотдачи.
Я не сторонник оценивать индивидуально каждого. И по тому же Рыбакову, и по Мартынову есть много вопросов. Есть положительные и отрицательные моменты. Я всегда с удовольствием похвалю, но если игрок заслужил обратное, он получит соответствующее. Мы стараемся быть честными в своих оценках игроков - они это знают, мы об этом постоянно говорим. Если сыграл хорошо, получишь свою похвалу от тренеров, от партнеров. Ведь самое главное, чтобы партнер похвалил: «Мол, молодец передачу отдал или забил победный гол». Это самое важное. Если не дорабатывают, получают неоправданное удаление, соответственно, мы нагоняй ребятам устраиваем, так и они сами между собой. Они же прекрасно понимают, что хоккей - это не индивидуальный вид спорта, и ошибка одного дорого стоит всей команде.
Как вообще атмосфера внутри команды? Многим болельщикам интересно было бы узнать, хоть эта и внутренняя информация.
Думаю, это скорее ребята должны рассказать. Мы пытаемся с первого дня своего пребывания здесь создать микроклимат в коллективе рабочий, дружеский, чтобы это была единая семья, связанная одной целью. Какая бы эта цель заоблачная не была, мы должны идти к ней и совместно преодолевать трудности. В радости просто быть едиными, надо быть едиными в поражении, в горечи. Наверное, это камень преткновения, который нам нужно преодолеть. Радуемся мы хорошо, мы грустим поодиночке.
Сейчас в «Тракторе» получается так, что есть два сильных вратаря. Как делается выбор в пользу Францоуза или Демченко?
Есть тренерский штаб, есть тренер вратарей, есть медицинский штаб, который дает определенную оценку того или иного вратаря. Многие травмы, которые есть у ребят, не афишируются ни болельщикам, ни журналистам, никто не знает, что происходит внутри. Это закрытая информация. Сопоставляя все эти факторы, мы принимаем решение о вратаре на игру. К сожалению, Павел получил травму и долгое время не играл, но матч с «Локомотивом» выдал очень хороший, добротный, и его заслуга в победе очень велика. Но в первом периоде он получил травму, пришлось парню на уколах выходить и доигрывать, сейчас он снова не в строю, лечится. Мы надеемся, что в скором времени он вновь будет в порядке.
Вам как тренеру, наверное, проще иметь двух равнозначных вратарей.
Конечно. В здоровой конкуренции игрок рождается и растет как личность. Без конкуренции невозможно вести состав. То, что сейчас делает лига, по-моему, не очень правильно. Молодых искусственно вводим, пытаемся поднять молодежный хоккей, а они у нас вырастают несостоявшимися. Это неправильно.
У нас есть молодой - Слава Основин. Он не искусственно выращенный…
Славка заслужил свое место (кивает), да.
В начале чемпионата много разговоров о нем ходило, что это лидер «Трактора», что это новая звезда, что это новый Кузнецов.
Не выдержал он этих авансов пока. В защиту Славки скажу, что он работает каждый день не покладая рук. Быть лидером непросто. Посмотрите, Антон Глинкин и Андрей Попов должны уже были быть лидерами, они уже старожилы «Трактора». Быть лидером - это немного другая задача, это не только забивать голы, это нужно вести команду за собой, пока им сложно, пока им тяжело, но, опять же, ребята пытаются. Я по себе знаю, насколько это непросто. Нам нужно помочь им преодолеть это. Я хочу попросить болельщиков, чтобы они не судили их строго за это. Дайте им время, они дойдут до этого, будут лидерами и будут вести «Трактор» к победам.
По поводу лидеров, болельщикам очень интересно, почему Болдюк, которого брали на лидерские позиции, не прижился? Что у него не получилось?
Мы брали его на легионерскую позицию, на центрфорварда первого звена. Он не справился с этой ролью. Мы пожелали ему удачи в другом клубе. Такое происходит сплошь и рядом в спортивной карьере. Я не хочу сказать, что он плохой игрок. Это не его формат, возможно, не его лига. Он приехал из Северной Америки, где другой хоккей, где коробки поменьше, где больше такого прямолинейного хоккея. Здесь коробки больше, кататься нужно больше, и маневренность должна быть хорошая у игрока. Он в этом компоненте отставал. По нацеленности на ворота, по желанию вопросов не было, но, не забывайте, он - легионер. Игрок, которого приглашают в ущерб своим мальчишкам, если он не сильнее своих доморощенных, смысл его держать. Мы дадим шанс нашим ребятам или будем искать другого легионера.
По поводу молодых, очень хорошо проявляет себя Жульдиков. Можно несколько слов о нем и о Семене Афонасьевском. Как они растут? И есть ли вообще рост?
Рост есть. Жульдиков - хороший защитник, перспективный, но есть над чем работать. Сейчас и он, и Афонасьевский поехали в сборную по своему возрасту. Афонасьевский меньше играл, потому что он нападающий, и ему немного сложнее, конкуренция выше. В обороне у нас были слабые места, и элементарно не хватало защитников. Были травмированные, были те, кто не соответствовал уровню, поэтому Жульдикову было легче закрепиться в составе, чем он и воспользовался. Были у него хорошие игры. Стабильности пока не хватает, но это приходящее. Чем больше мы будем доверять, чем больше будем использовать, тем быстрее он окрепнет. Но, опять же, все от него зависит. Если он опускает руки и перестает работать, тут же улетает в запас. Молодых надо постепенно подводить, иначе можно легко сломать.
За свою карьеру вы работали со множеством тренеров. У кого из них и что вы почерпнули, можете ли назвать кого-то своим наставником, примером для подражания?
Я никого не копирую. Могу сказать, что от всех тренеров, встречавшихся в моей жизни, старался брать по максимуму. Ко всем у меня огромная благодарность. Они внесли огромную лепту в мое формирование как игрока. Что касается моей тренерской работы, то это непроизвольно. Невозможно тренировать, не живя хоккеем, не живя вместе с командой. Как это выглядит со стороны, это вам судить. Я об этом особо не парюсь.
Вообще, сейчас всех тренеров, работающих в Челябинске, так или иначе меряют по Валерию Белоусову. Не давит?
Да нет, не очень. Я работал с Валерием Константиновичем и очень хорошо его знаю как человека и как тренера. Какие-то вещи я даже от него с удовольствием беру, опираюсь на это. Многие из тех, кто сейчас в команде, работали с Константинычем. Белоусов добился больших успехов. Пускай в «Тракторе» он не выиграл чемпионат, ему удавалось сделать это в Омске и в Магнитогорске. Он - своеобразная личность, пускай челябинцы его запомнят таким. Ни в коем случае не хочу подражать ему, копировать и тем более занимать его место. Все мы индивидуальны по-своему, надеюсь, что наш тренерский штаб добьется не меньших успехов, чем то, что было при Белоусове.
Давайте вернемся к теме болельщиков. Вы же наверняка читаете…
Нет, не читаю. А зачем? Каждому же в голову не залезешь, не объяснишь. Болельщики же не знают внутреннюю кухню. Все, что пишут болельщики и рассуждают, это их право. Они абсолютно правомерно им пользуются. Они могут и критиковать, и осуждать, и радоваться за команду. Это их право. Они не знают всей подноготной, мне с ними спорить бессмысленно. Я могу послушать их мнение, но все равно будем делать выводы, основываясь на том, что происходит здесь, в команде.Насколько я знаю, Ваша семья живет не в Челябинске. Как вам вдали от близких?
У меня один сын играет в Питере, другой - в Канаде. Жена с дочкой живут в Москве. Жизнь получается кочевая. Дочке 13 лет, у нее есть свои интересы, своя школа, свой класс, свой уклад жизни. Выдергивать ее из этого ритма просто потому, что я здесь работаю, нет смысла.
Не скучаете?
Конечно, скучаю. Как можно не скучать по семье и по детям. Это уже личное, давайте не будем об этом.
Не хотите обратиться к болельщикам? Может, что-нибудь про плей-офф сказать?
Не переживайте, мы попадем в плей-офф. Мы будем там, болельщики пускай не переживают. Я, пожалуй, хочу сказать другое. Мне ребята говорили, что им, честно говоря, неприятно, что, когда команда проигрывает, многие болельщики оскорбляют, кричат нецензурные вещи. Это неправильно, это не боление. Они отдаются полностью игре. Пусть иногда кажется, что они не полностью выложились, но это не так. Я голову даю на отсечение, что каждый, кто выходит на лед, выкладывается на 100%. Если где-то что-то не получается, будьте терпимы. Любите свою команду, болейте. Они вам отплатят тем же, они обязательно попадут в плей-офф и продвинутся там как можно дальше. Наша задача - Кубок Гагарина.
Была информация, якобы игроки недовольны предсезонкой, якобы она была очень тяжелой.
Естественно, это даже не слухи. Когда тяжело, когда что-то не получается, проще всего найти оправдание в ком-то, а не в себе, поэтому кто-то из игроков жалуется, что была тяжелая предсезонка, что не бегут ноги, что забиты руки. Это все оправдания, которые профессионального спортсмена не красят. Мы с ребятами на эту тему уже разговаривали. Мы им сказали: «Можете жаловаться сколько угодно, но у вас есть прямая обязанность - выходить и играть». Тяжелая предсезонка для того и проводится, потому что сезон длинный, чтобы были силы не на один-два месяца, а на весь период чемпионата.
Получается, болельщики раздувают и говорят, дескать, хоккеисты специально не играют.
Как можно специально не играть? Попробуйте сделать что-нибудь специально на льду. Хоккей - такая игра, которая не прощает мелочей, игра, которую невозможно обмануть.
В последних играх состав более-менее устоялся, более-менее одинаковые сочетания. Значит ли это, что сейчас состав оптимален.
Нет, не значит. Потенциал каждого из ребят, как его использовать, зависит от того, с кем мы играем, кто в какой физической и психологической форме. Ротация все равно будет. Конкуренция, которую мы хотим создать, присутствует не в том объеме, в котором мы хотим создать. Тем не менее она есть. Есть 5-6 ребят из «Челмета», которые вот-вот появятся.
Фамилии назовете?
Шаров, Ерофеев, Жульдиков, Назаркин, Зиновьев… Они неплохо выглядят в «Челмете». Если хорошо играешь в «Челмете», прямая дорога открывается в «Трактор».
Напоследок Андрей Николишин отметил, что десятое место никого не должно смущать, ведь плотность в таблице очень высокая - первое и десятое место разделяют всего 7 очков. Наставник «Трактора» заверил, что команда вскарабкается наверх, а болельщикам надо набраться терпения. «Результат придет, никуда он не денется», - подытожил Николишин.
Интервью с Андреем Николишиным смотрите на "Онлайн-ТВ"