Первая модель ГАЗ-21 сошла с конвейера Горьковского автозавода 10 октября 1956 года. Массовый выпуск начался в 1957 году.

В Челябинской области сохранились «Волги», которые похожи на «пионеров» как две капли воды. Одна из них ездит по дорогам поселка Солнечного Челябинской области. 

«На свадьбы ездили на этих машинах в 70-е годы. Такие машины держали в народном хозяйстве, в личном пользовании тогда их было мало. „Волги“ возили руководителей учреждений, директоров, их использовали как такси», — вспоминает хозяин автомобиля Георгий Илле. 


Семья Георгия Бертгольдовича называет свою «Волгу» машиной выходного дня. Ею сложно пользоваться на оживленных трассах или в городе. 

Автомобиль 1965 года выпуска. В таком почтенном возрасте он сильно уступает в маневренности современным собратьям. Зато рассматривать его — одно удовольствие.

«Приобрели машину в 2022 году. Хотелось в семью хорошую машину. Мы на ней в выходные катаемся, сын приезжает, внуков возим. И так, для души, очень приятно на ней ездить», — рассказывает Георгий Илле.

«В детстве папа мечтал о такой „Волге“. И я, когда был маленьким, всегда хотел подобную машину. Она очень гармонично выглядит. Когда папа предложил приобрести такую машину в семью, у меня это отозвалось. Мы начали искать. Нашли в Екатеринбурге», — делится Евгений, сын Георгия Бертгольдовича.

Евгений Илле — депутат Законодательного собрания Челябинской области. Он возглавляет комитет по экономической политике и предпринимательству. Во время нашей беседы у него совсем не депутатская роль. Сейчас Евгений — заботливый сын и человек, поглощенный настоящим мужским увлечением. 


За руль «Волги» Евгений садится только в выходные, когда приезжает в Солнечный. 

«В городе мы не ездим на ней. Машина не технологичная, сложно с ней в потоке. Тяжелый руль, механическая коробка, кондиционера нет. Да, может держать скорость 100—110 километров в час. Но разгоняется до 100 километров за 17 секунд. А современные машины — за 7—8. В потоке начинаешь с перекрестка двигаться, целый ряд тормозишь», — объясняет Евгений.

Среди причин аккуратного использования раритета Георгий Илле называет ограниченную обзорность. Широкие передние и задние стойки скрадывают часть пространства перед водителем. Лобовые стекла значительно меньше, чем в современных машинах. 

Зато внушительный клиренс — около 200 миллиметров — и большие колеса позволяют «Волге» легко ходить по бездорожью. Ведь в те времена, когда ее создавали, дороги в основном были грунтовыми. Плюс за рулем «Волги» получаешь очень много внимания. Тебе сигналят, машут рукой, моргают фарами. 

«Волгу» семьи Илле заправляют 92-м бензином. Расход топлива — примерно 13—14 литров на 100 километров. Заводская конструкция предусматривала 76-й бензин. Но сегодня его нет, а ездить хочется. Поэтому на ГАЗ-21 стоит головка от двигателя УАЗ. Такие изменения внес предыдущий хозяин. Иначе машину невозможно было бы использовать: сгорели бы клапаны и мотор вышел из строя. 

У Георгия Бертгольдовича образование инженера и большой опыт обращения с автомобилями. Были в его семье и «Победа», и ГАЗ-24 «Волга». Разобраться в капризах машины он может самостоятельно.

«С тем, что физически сам не могу, обращаюсь к мастеру в Солнечном. Есть у нас золотые руки — это Коля Аникеев», — рассказывает Георгий Илле.

Хозяевам «Волги» все же пришлось отступить от классической модели. Иначе ездить на ней было бы небезопасно. Сделали более заметной светотехнику, поставили камеру заднего вида для удобной парковки, положили на сиденье автоподогрев. 

Мы садимся в машину и едем по поселку. Она ведет себя на удивление собранно, не выдает солидного возраста. Впереди вместо двух сидений — одно большое, оно напоминает диван. Ремни безопасности не предусмотрены конструкцией. Из классического стиля советского автопрома выбивается только «андроид» — так называет хозяин устройство для плеера и камеры заднего вида. Переключение передач у «Волги» находится на руле. Всего четыре скорости: первая, вторая, третья и задняя. Ручки, стеклоподъемники — все механическое. И конечно, знаменитая фигурка оленя на капоте.

Олень на ГАЗ 21 "Волга"

У нашего собеседника большая семья. Младшее поколение — трое внуков и внучка 14 лет. Дедушкина машина не раз становилась объектом фотосессий.

То, что завод по производству «Волги» в конце концов закрыли, вызывает у Георгия Илле сожаление. Он считает, что очень мало средств вкладывали в прошлом в модернизацию автомобилей. А идей у конструкторов было много. Последние модели были уже с кондиционером и с климат-контролем. Автолюбитель считает, что ее можно было доработать и выпускать массово. И сейчас россияне ездили бы на отечественных автомобилях.