Заместитель командира мотострелкового батальона 80-го танкового полка Виталий Антонов 8 ноября 2022 года был удостоен высшей награды РФ — звания Героя России. Звезду Героя ему вручил лично министр обороны страны Сергей Шойгу: возглавлявший штурмовой отряд майор Антонов в конце мая за месяц с небольшим взял семь населенных пунктов в Луганской Народной Республике и вышел на административные границы ЛНР.
Виталий Антонов — потомственный военный: отец в свое время заканчивал Казанское танковое училище. Когда будущий Герой России сам поступал в военный вуз, его старший брат уже учился на втором курсе в том же Казанском танковом. Затем гарнизонная судьба изрядно помотала Антонова-младшего: во времена реформ министра обороны Анатолия Сердюкова танковый полк в Новосибирске, где нес службу Виталий, сначала «урезали» до батальона, затем и вовсе расформировали. Два года не бросивший службу офицер, по собственному признанию, просидел дома: в армии просто не находилось для него должности. Потом место все же нашлось — на 201-й военной базе в Таджикистане. В 2019 году выпала командировка в Сирию.
«В Сирии мне повоевать не пришлось, стояли другие задачи. С 2020 года я занял должность заместителя комбата в 80-м танковом полку чебаркульской дивизии, в этом качестве и отправился на СВО», — рассказывает майор Антонов.
80-му танковому полку, напомним, в начале июля 2022 года было присвоено почетное наименование гвардейского. Не в последнюю очередь — из-за действий майора Антонова. Он возглавлял один из штурмовых отрядов, действующих на территории ЛНР. ЗА несколько дней в конце мая — начале июня бойцы Антонова взяли штурмом семь населенных пунктов, в том числе — два города.
«Начинали мы с Красного Лимана. Когда взяли седьмой населенный пункт, командующий группировкой „Отважные“ генерал-полковник Александр Лапин смог доложить президенту России: территория ЛНР полностью освобождена. Генералу сразу присвоили звание Героя России. Мне звезду вручили позже, 8 ноября», — вспоминает Виталий Антонов.
Несмотря на должность заместителя командира мотострелкового батальона Антонов в той майской серии штурмов работал на танке — все-таки он и сам профессиональный танкист. Но в отряде хватало разнообразной техники — БМП-2 мотострелков, танки разных модификаций. Активно использовали и дроны. Антонов признается: «Мавиком-3» управлял сам, не стал передоверять никому из подчиненных.
«Отличная и очень полезная техника, 24-кратная оптика! Если противник располагался километрах в десяти от нас, наш „Мавик“ подлетал буквально километра на три-четыре. И, оставаясь невидимым и неслышимым для врага, все высматривал. Управлять я научился легко — наверное, руки из нужного места растут», — делится майор впечатлениями.
Легкого марша по подконтрольным ВСУ селам у чебаркульских танкистов не получилось: были потери, враг отчаянно сопротивлялся. В начале спецоперации у кого-то еще были надежды, что украинские военные при виде колонн российской техники будут массово сдаваться в плен. Надежды эти не оправдались. Драться приходилось за каждый дом. Танк, на котором работал Антонов, в конце концов был подбит. К счастью, экипаж уцелел. У офицера сохранилась фотография — счастливые чумазые лица бойцов, избежавших смерти.
После вручения награды Виталий Антонов зону СВО покинул. Командование 90-й дивизии сочло возможным отпустить офицера-героя домой, в Чебаркуль. Последние полгода майор готовится к поступлению в военную академию: получение высшего военного образования откроет путь к дальнейшему росту, к должности командира полка, а может, и к генеральскому званию. Но ребят, с которыми прошел по ЛНР, Антонов не забывает.
«Сейчас активно агитируют за поступление на военную службу по контракту. Это, безусловно, очень достойное дело: мужчины должны защищать свою Родину. У нас, давших присягу офицеров, о добровольчестве речи не идет: идем служить туда, куда пошлют. Парни, заключающие контракт, пока имеют возможность выбора. Могу посоветовать им только одно: готовьтесь к лишениям. Да, к близкому разрыву снаряда быть готовым, наверное, невозможно. А вот к выполнению тяжелых задач, к тому, что в зоне боевых действий никто не будет бегать за вами с тарелкой и ложкой — вполне. Это самое главное — не опускаться самому и не опускать руки», — считает Виталий Антонов.