Семейная фотография и письма детей в нагрудном кармане кителя, тумар на шее и маленькая заколка для волос — мобилизованные южноуральцы, проходящие боевое слаживание в Свердловской области, взяли с собой близкие сердцу вещи, которые будут напоминать им о доме, родных и близких. Им, как и многим другим, есть что и кого терять. Корреспондент Первого областного информагентства побывал в воинской части под Еланью, чтобы пообщаться с бойцами, и нашел милую историю о том, как рабочий-строитель получил прозвище Смайлик, став душой большого и дружного коллектива.
* * *
Уже на подъезде к КПП замечаем большое количество машин. Рядом с ними суетливо бегают с пакетами люди в гражданском. Это родственники и друзья мобилизованных. Приехали сюда для того, чтобы передать им личные вещи и предметы первой необходимости. По номерам машин легко догадаться, из каких городов проходят боевое слаживание под Еланью будущие защитники Отечества, — Пермь, Екатеринбург, Тюмень, Челябинск и даже Иркутск.
«Сынок мой здесь, из Перми сюда прибыл. Каждый день созваниваемся. Говорит, что все у него есть. Но разве сердце матери обманешь? Лишние теплые вещи ему точно не помешают», — тараторит уже слегка седовласая женщина, держа в руках два увесистых пакета.
Мы ждем своей очереди, за нами должны приехать. Мимо проезжают большегрузы. Уже позже выясним, что снаряжение, обмундирование и предметы первой необходимости сюда привозят регулярно с разных уголков страны.
Ждут новой партии товаров и южноуральские мобилизованные. Их здесь около 470. Для них накануне по поручению губернатора были сформированы 500 комплектов, состоящие из 10 наименований: зимние спальные мешки, теплые носки, перчатки и шапки, туристические коврики, медицинские аптечки, подшлемники, фонарики, тушенка и сухой паек. Ранее самих бойцов опросили и узнали, в чем они нуждаются. Так были сформированы заявки от командиров дивизий, которые и были переданы в администрацию губернатора региона.
«Мужики, фура прибыла. Погнали разбирать шмотки. Зима близко, теперь не замерзнем», — призвал товарищей крепко сбитый парень из Красноармейского района. Из общения с ребятами выяснилось, что некоторые ранее утеплились за свой счет, но остались и те, кто не успел или не смог подготовиться к суровой зиме.
«Работа по сбору информации и формированию гуманитарного груза не прекращается, будут еще поставки. Во многом это зависит от количества проходящих здесь боевое слаживание южноуральцев и их пожеланий. Постараемся обеспечить их всем необходимым», — заверил автора строк главный специалист министерства общественной безопасности Челябинской области Владимир Серпокрыл.
* * *
Челябинцу Вадиму Качкайкину 35 лет. Почти половину своей жизни (16 лет) он трудится гибщиком труб на АО «Трубодеталь». Пришедшей на предприятие повестке не обрадовался, но колебаний не было — по первому же зову пришел в военкомат. А на гражданке красавица-жена и дочка, которой вот-вот стукнет три годика.
«Знаете, я не поддерживаю войну. Но заранее для себя решил: если придет повестка, уклоняться не буду. В свое время давал присягу и обещал Родину защищать. Это священный долг каждого гражданина страны», — говорит Вадим.
Его голос слегка дрожит. Признается, что в общении со мной нахлынули чувства. Переживает и понимает, что отправится на фронт, возможно, не на месяц и не два. В юности проходил службу в Ракетных войсках стратегического назначения. В этот раз отправится на фронт разведчиком.
Станислав Волгин говорит, что ждал повестку. Готов был к тому, чтобы отправиться в военкомат. Тем более что боевой опыт имеется. Он разведен, есть девятилетняя дочка от первого брака. На логичный ее вопрос, мол, зачем опять в армию, последовал ответ: «Так надо, доча! Работа у меня такая — Родину защищать!»
И тут почему-то в голове возник вопрос: если бойцу дать возможность на один день вернуться домой, что бы он в первую очередь сделал? Ответ Станислава очень удивил: «Я бы отказался от такой поездки. Душу травить не хочу. Ни себе, ни близким. Перед нами стоит важная государственная задача. Мы ее должны выполнить. И точка!»
* * *
Мобилизованным в Елани есть чем заняться. Каждый день в зависимости от военной специализации проходит их переподготовка и обучение. Одни занимаются в КТК (кинематографический тренажерный комплекс) на специальных аппаратах, имитирующих движение танка, другие работают на полигоне, третьи отрабатывают навыки оказания первой медицинской помощи раненым. Перечислять весь спектр того, чему обучают в воинской части на боевом слаживании, можно долго. Под вечер, как признаются сами бойцы, без задних ног возвращаются в казармы. Отбой в 22:00.
«Конечно, боевое слаживание очень нужная и полезная вещь. Вне зависимости от того, был ли боевой опыт у мобилизованного. Многие из нас, южноуральцев, здесь уже третью неделю. И, если честно, уже немного устали от этих учений. Ожидание утомляет, хочется поскорей на фронт», — признается Станислав Собиров.
Кстати, о казармах. В ряде СМИ звучала информация о том, что бытовые условия в Еланском гарнизоне, мягко говоря, оставляют желать лучшего. Но сами бойцы так не считают. Говорят, что питание хорошее, условия проживания вполне нормальные. Понятно, что все это весьма субъективно, — все познается в сравнении с тем, чем и как жили мобилизованные на «гражданке». Но я, если честно, не увидел в воинской части какой-то разрухи.
Да, в казармах тесновато, двухъярусные кровати стоят плотнячком друг к другу. Да, стойкий запах мужского пота и вонючих носков тоже имеется. Куда ж без этого? Не в санатории же готовиться к боевым действиям на фронте. Но в самих казармах тепло и чисто.
* * *
У каждого мобилизованного своя история. Не все готовы поделиться с журналистами сокровенными мыслями и тайнами. Но некоторые не стали скрывать от автора строк свои маленькие «секреты».
«Мне дочка и сын письмо вручили. И сказали: „Сейчас читать нельзя! Вот приедешь в часть — тогда можно“. Ты не представляешь, с каким упоением я читал то, что они написали. Так трогательно, до слез! Ношу эти письма всегда с собой — читаю, когда становится одиноко или грустно», — признается Станислав Собиров.
Кстати, с этим бойцом у нас дежавю. Несколько дней назад возле военкомата в Челябинске во время отправки бойцов наши корреспонденты запечатлели, как Станислава провожали супруга и дети. В кадре на лице у парня улыбка. Он и сейчас улыбается, отвечая на мои вопросы, но как-то грустно, с тревогой на душе. Чувствуется, что скучает по своей семье.
Передает привет супруге и двум детям через меня и Артур Гусляев из Троицка. Мощный и рослый парень, мусульманин. У него растут два пацана: старшему восемь лет, младшему недавно год исполнился. Говорит, что для людей его веры семейные ценности всегда стояли на первом месте. Но когда речь идет о защите Родины, нет места сомнению.
«Ты же православной веры, тебе не понять. Я взял с собой тумар, это по вашему оберег. Он священный и обладает священной силой. Он меня защитит в бою, поможет одержать победу и вернуться к своим детям», — говорит Артур. И я ему верю.
«А я взял с собой фотографию. На ней супруга и дочка. Извини, но показывать ее не буду. Она всегда при мне, в нагрудном кармане, рядом с сердцем. Перед тем как ложиться спать, смотрю на лица моих девочек. Поцелую их, пожелаю спокойной ночи — и становится легче на душе», — говорит Вадим Качкайкин.
* * *
«А вот и твоя минута славы! А ну-ка, Смайлик, давай расскажи им о себе!» — В казарме все стали хлопать в ладоши, как футбольные болельщики. ТВ-бригада случайно (вот это удача!) нашла челябинского бойца с интересной историей.
Василия Казанцева здесь уже почти все знают. И все благодаря заразительному смеху и обаятельной улыбке. Душа компании быстро получил прозвище — Смайлик. Обычный парень, прораб на стройке. Родился в Челябинске, живет в Пласте, а перед тем как получить повестку — строил термальный источник в Миассе.
«Я ж не виноват в том, что у нас такие ребята все хорошие, дружелюбные и веселые. Морят шутки, а я смеюсь так, как это умею. Вот и дали такое прозвище. Я не в обиде, наоборот, рад. Меня так в обычной жизни никогда не называли», — смущенно говорит Василий.
У него, как и у почти всех, есть боевой опыт. В 2018 году проходил службу, был механиком-водителем САУ 2С5 «Гранит-С». Теперь учится управлять знаменитым танком Т-72. Говорит, что на переобучение много времени не потребовалось.
«Я рад, что в танке буду на фронте. Все-таки есть броня и защита. Лишь бы под БПЛА не попасть. Но танк у меня хороший. Т-72 — маневренный и быстрый. Главное — врага засечь вовремя, а я уж увернусь от него», — считает Смайлик.
Боец переживает сейчас об одном. Хочет уйти на фронт с нынешними товарищами, с которыми проходит подготовку на боевом слаживании под Еланью. Он хочет воевать плечом к плечу с нынешними товарищами, но понимает, что военное начальство будет распределять бойцов согласно их военной специализации.
«Вы не верьте сказкам из СМИ, что на военных базах царит вакханалия. У нас все четко, по расписанию. И ребята хорошие, они стали мне друзьями. Будет время — обязательно с ними встречусь, пообщаемся после того, как завершим то, что нам нужно сделать. Нас призвали — мы откликнулись. У нас нет брони от предприятий, в которых работаем. Но у нас есть свой крепкий стержень и броня. А еще крепкий дух. И я верю, что мы победим», — говорит Василий Казанцев.
* * *
«Эй, журналист! Ты говорил, что про спорт пишешь, да? — спрашивает меня один из бойцов, видя, что мы собираемся уезжать. — А ты знаешь, что мы тут все спортсменами стали? Мы тут такие марш-броски совершаем — легкоатлеты нервно в сторонке курят. Ты приезжай сюда в следующий раз, посмотришь, как мы тренируемся и километры наматываем».
Я немного растерялся. В такие командировки отправляют не часто. А если она и случится в будущем — вряд ли я увижу кого-то из здешних бойцов. Всех их ждет передислокация в зону боевых действий. Очевидно, заметил мое замешательство все тот же Смайлик. Он улыбнулся своей широкой «фирменной» улыбкой и сказал:
«Ты просто передай мой привет южноуральцам. Так и напиши: „Вам привет от Смайлика!“ Пусть они улыбнутся и им станет немного лучше на душе. Пусть знают, что мы будем биться до последнего, будем топтать врага. Победа будет за нами!»