Челябинские врачи рассказали еще об одной победе над смертью. В августе медики ЧОКБ провели одновременную трансплантацию органов трем пациентам. Сердце, печень и почки им подарил один человек, который внезапно ушел из жизни. Журналисты ИА «Первое областное» встретились с героями этой истории — докторами Челябинской областной клинической больницы и их пациентами.
«ДЕВЯТЬ ДНЕЙ СНИЛИСЬ ЧУЖИЕ СНЫ»
Илья Геслер, Миасс
Илье Геслеру из Миасса 33 года. До болезни мужчина работал водителем грузовика. В пандемию Илья перенес ковид на ногах, а спустя какое-то время заметил проблемы с сердцем: появилась одышка, отеки и сильная слабость, которые очень мешали жить. Сам Илья вспоминает: отекал так, что не мог влезть в собственную одежду.Врачи поставили тяжелый диагноз — дилатационная кардиомиопатия. При этом заболевании камеры сердца значительно расширяются, а само сердце теряет сократительную способность. От неминуемой смерти Илью спасла трансплантация. К счастью, ждать операцию пришлось недолго — всего два месяца.
Сейчас мужчина чувствует себя лучше. Чтобы не было отторжения чужого сердца, он принимает необходимые препараты. Иногда они дают тяжелый побочный эффект. Но спустя полгода, по словам докторов, часть препаратов отменят, а через год Илья должен чувствовать себя идеально.
«Первые девять дней мне снились какие-то чужие сны. Не про меня, а чужие. Потом это прошло. И теперь с каждым днем мне все легче и легче. Как будто я молодею», — рассказывает Илья.
Через год он намерен вернуться к привычной жизни, а пока впереди долгий период реабилитации.
Михаил Нуждин, заведующий отделением кардиохирургии ЧОКБ
Пересадку сердца в Челябинске проводят с 2017 года.
«В этом году мы преодолели пятилетний рубеж выживаемости пациентов. Все наши больные с пересаженным сердцем чувствуют себя удовлетворительно и продолжают наблюдаться у нас. После вмешательства очень важно выбрать правильную стратегию послеоперационного ведения пациента. И такой опыт у нас тоже есть», — говорит заведующий отделением кардиохирургии ЧОКБ Михаил Нуждин.
«НАКОНЕЦ-ТО ПЬЮ ЧАЙ БЕЗ ВСЯКИХ ОГРАНИЧЕНИЙ»
Данила Савин, Челябинск
Даниле Савину из Челябинска 21 год. Парень уже родился с патологией почки, но окончательно она отказала, когда юноша заразился ковидом. С тех пор три раза в неделю Данила ездил на многочасовую процедуру диализа — фильтровал кровь.До операции пациенту приходилось во всем себя ограничивать — пить меньше жидкости и даже бросить любимую работу повара.
«Мне очень нравилась моя профессия. Но теперь на кухню нельзя — там нужно тяжести поднимать, а мне запретили. Зато теперь я могу не считать чашки с чаем, которые выпил. А чай я очень люблю», — рассказывает Данила.
Парень планирует кардинально поменять жизнь и стать гитаристом. Данила начал сочинять музыку и старается наверстать упущенное — учит ноты.
Наталья Сафронова, руководитель центра анестезиологии и реанимации ЧОКБ
По словам медиков, почка — самый капризный орган.
«Больше всего в мире пересажено почек, но больше всего и капризов от почек — синдром отторжения у них крайне велик. Они по любому поводу пытаются не приживаться», — замечает руководитель центра анестезиологии и реанимации Челябинской областной клинической больницы Наталья Сафронова.
Но челябинские врачи сделали все возможное, чтобы новая почка Данилы работала.
«КОГДА ВЕРНУЛАСЬ ИЗ БОЛЬНИЦЫ — ПЕЛА»
Валентина Бакунина, Копейск
Шесть лет назад Валентина Бакунина из Копейска пережила сильнейший стресс. Он довел женщину до иммунного сбоя, а на его фоне развился цирроз печени.
«Я была в шоке. Не пью, ни курю. И вдруг такая проблема. Я похудела на 15 кг, пожелтела, все тело чесалось, была сильная слабость и — ничего хорошего впереди», — говорит Валентина.
Доктора сразу предупредили, что нужна трансплантация. Валентина не верила, что операция состоится, ведь в Челябинской области их делают крайне редко. Но решила, что будет бороться за жизнь до последнего, ведь у нее три ребенка. Самому младшему на тот момент было всего пять лет.
«Шанс поправиться был очень маленьким. Но операцию я дождалась. И благодарна всем докторам за неравнодушное отношение. Когда я заболела, даже общаться ни с кем не хотела. Так было тяжело. В последнее время даже голос осип и пропадал. А когда вернулась домой из больницы, включила магнитофон и запела», — рассказывает Валентина.
«ЖИЗНЬ И СМЕРТЬ РЯДОМ»
Случай спасения сразу трех пациентов довольно редкий.
«Это идеальная ситуация. Медики всего мира стремятся пересадить как можно больше органов от одного донора. Мы в ЧОКБ можем пересаживать до четырех органов одновременно — это сердце, печень и две почки», — говорит руководитель Центра трансплантологии ЧОКБ Александр Полторак.
Личность донора по закону не разглашается. Для спасенных людей он навсегда останется неизвестным.
Александр Полторак, руководитель Центра трансплантологии ЧОКБ
По закону о трансплантации органов в России действует презумпция согласия. По умолчанию все люди согласны на донорство органов. В случае смерти человека от тяжелого инсульта, инфаркта головного мозга или тяжелой черепно-мозговой травмы, когда мы можем установить диагноз «смерть мозга», что равноценно смерти человека, мы имеет право изымать органы. Если человек не согласен, он должен оповестить об этом при жизни.
«Жизнь и смерть всегда рядом. И мы должны быть человечными, добрыми, даже в такой ситуации помогать друг другу. Если когда-нибудь мои органы понадобятся другому, я не будут против», — поддерживает врачей Валентина Бакунина.
За всю историю трансплантации в Челябинской области пересажены 164 почки (первая — в 2009 году), проведены 14 трансплантаций печени (первая — в 2015 году) и девять — сердец (первое — в 2017 году). В перспективе пересадка поджелудочной железы и других органов.