Экономист из Челябинска решила возродить быт старинной русской деревни. Анна Комардина купила деревянный домик, снарядилась коромыслами и сечкой (топор для рубки капусты), а также договорилась с местными производителями продуктов. Теперь городской житель может на время забыть о проблемах и с головой погрузиться в жизнь до появления водопровода и газовых плит. Корреспондент ИА «Первое областное» испытал на себе необычное туристическое направление.

Анна Комардина родилась и выросла в селе Варламово Чебаркульского района. Она еще помнит, как гостила у бабушки в деревянном домике с печным отоплением.

«А дочь-подросток моих бабушек и дедушек не знала. Она общалась только с моими родителями, которые живут в благоустроенном коттедже. Там, конечно, тоже есть и скот, и огород, но это уже совершенно другое. Там нет деревенской души. И дочь не на одной волне со мной из-за этого. Вот я и подумала, что еще немного, и все это наследие исчезнет», — делится теперь уже челябинка Анна.

Проект «Деревенька моя» появился летом 2020 года. Первыми на экскурсию к Анне пришли ее знакомые. Теперь же автор проекта планирует увеличивать число гостей. Цель — показать людям деревенскую жизнь, чтобы вековое наследие не забылось в эпоху городов. Да и Варламово, признается Анна, скучновато живет в последнее время. Захотелось добавить на улицы родного села побольше интересного.

Один день в «деревеньке» стоит две тысячи рублей. Для решивших поучаствовать в проекте туристов предоставляют автобус. Если едете своим ходом — минус 700 рублей из итогового ценника. Группы, как правило, набираются человек по 15.

Анна ведет экскурсию сама. Начинает с прогулки по варламовскому лесу и подъему на невысокую сопку, названия у которой нет.


В лесу устраивают традиционные забавы. Нашу группу организатор решила проверить на меткость игрой в городки — палкой нужно выбить стоящий вдалеке предмет. «Мало у кого получается», — поделилась Анна. Зимой здесь устраивают гонки на санках и конкурсы на лучших снеговиков.


Затем группу проводят через речку в село. Пейзажи по пути каноничные: гуляют гуси, пасутся овцы, тюки сена стоят.



Село самое обыкновенное — частный сектор, вдалеке несколько двух- и трехэтажек. На центральной площади нет асфальта, но есть памятник Карлу Марксу. Возле одной из водоразборных колонок — первое испытание. Нужно набрать и отнести в дом два ведра воды, используя коромысло. Как коренной горожанин заявляю: это сложнее, чем кажется. Вода постоянно выплескивается, поэтому приходится идти медленно и стараться удержать равновесие.


Домик, где гостям предстоит провести день, — не декорация. Внутри деревянных стен действительно топили печь десятилетия или даже столетия назад. С тех пор здесь почти ничего не трогали. Анне удалось купить избушку всего за 350 тысяч, когда средний ценник на такие дома в два-три раза выше.

«Предыдущие хозяева, наверное, хотели поскорее избавиться от дома. Они сами живут далеко, а здесь же все из дерева, оно рушится, если за ним не ухаживать», — рассуждает автор «Деревеньки».


В доме две небольшие комнаты и кухня. На печке — старые угольные утюги, на стенах — черно-белые портреты супругов, которые когда-то давно жили здесь. Увы, подробную информацию о них Анна найти не смогла.


Пока во дворе гости рубят капусту и пилят бревна пилой-дружбой, в печи греется обед. В нашем случае — греча с мясом и пирожки с чаем. Также на столе — творог, мед и... самогон. Все продукты — от варламовских производителей. Более того, деревенское мясо, мед или молочную продукцию любой из гостей может купить и увезти с собой. Честно говоря, мне не удалось заметить особой разницы между, скажем, местным мясом и тем, что продается в городских магазинах. Но многие гости отмечали более высокое качество деревенских продуктов.


После вкусного и сытного обеда — творчество. К примеру, письмо гусиными перьями и чернилами. Сейчас уже трудно представить, но еще в середине прошлого века школьники в отдельных мешочках носили на уроки чернильницы. Писать намного сложнее, чем ручкой: то мало возьмешь чернил, то слишком много. Но зато буквы будто бы красивее получаются.


Экскурсии и задания, по словам организатора, одни и те же как для взрослых, так и для детей.

«Тут взрослые-то ведут себя как дети. Забывают обо всем, дурачатся. А дети, наоборот, стараются казаться взрослее, выполнять все задания правильно»,— улыбается Анна.

Заканчивается день прогулкой по селу. Анна рассказывает о жизни людей и истории поселения.

У отделения почты, к примеру, организатор останавливает группу и указывает на большой крест, поставленный на углу. Здесь, по словам Анны, хотели строить здание и начали рыть котлован. Но оказалось, что под ногами — старинное кладбище. Вытаскиваемые ковшом кости заставили перенести стройку, а на этом месте поставили крест.


«Я рассказывала всем, что здесь особая энергетика, потому что даже у квадрокоптеров, пролетающих тут, нарушается работа систем. Но оказалось, что это из-за трансформаторной будки, которая в паре метров стоит»,— смеется Анна.

Уезжают гости веселыми, многие везут с собой запасы деревенских продуктов. В автобусе слышна критика и советы вроде таких: «Сделали бы бренд свой, как тульский пряник… Варламовский самогон, например». Но все это косметические изменения, которые придут, безусловно, со временем.