Компания Михаила Фишера заказывает проект жилого квартала в Челябинске студии Артемия Лебедева. Если бы местный бизнес обратился к ведущим архитектурным студиям на российском рынке, я бы понял и искренне порадовался за город. Но выбор, который пал на Лебедева, я не могу объяснить ничем, кроме того, что это чистейший без примесей пиар. Артемий Лебедев не является архитектором.
Скриншот сайта artlebedev.ru. В портфолио — три проекта жилых зданий. Один из трех — челябинский квартал 1736. А второй просто концепция.
Раз в году в Москве проводится Всероссийский форум недвижимости MAPIC Russia. В тучные годы там демонстрировали самые перспективные девелоперские проекты. Я называл это ярмаркой тщеславия. Когда планировалось строительство наших крупных торгово-развлекательных центров «Алмаз» и «Родник», заказчики приезжали именно на MAPIC.
Всех посетителей таких мероприятий можно разделить на две части: столичные чуваки, которые просто приходят потусить, и провинциальные девелоперы, которые приезжают в поисках архитектурной студии или консультанта. Их видно: они ходят важно, но неуверенно.
Кроме девелоперов на форуме всегда представлены стенды крупных консалтинговых компаний. Молодые люди в хороших костюмах предлагают вкусное шампанское. На их стендах — бомбические проекты, в которых они участвовали. Башня Федерация. Москва Сити. Грандиозность подавляет.
К гостю из глубинки подходит консультант: «Чем могу помочь?» — «Вы знаете, мы в Челябинске строим новый ТРК». — «Очень хорошо!» Откуда-то сверху спускается еще более дорого одетый и респектабельный молодой человек. Гостя приглашают в VIP-зону, выпить еще более вкусное шампанское. Неспешный, уверенный, внимательный вице-президент консалтинговой компании вежливо выслушивает рассказ о «районнике» — типичном ТК, которых он навтыкал по России десятки. Но тут слушает как в первый раз — такой интересный проект!
Обмен визитками. Приглашение в штаб-квартиру консалтинговой компании, куда-нибудь в «Москва-Сити», откуда можно насладиться роскошным видом на Краснопресненскую набережную. Двухминутная беседа с самим президентом. Гость должен почувствовать себя очень важной персоной, а объект — исключительно прекрасным. И нужно заключить с ним договор, пока провинциальная прижимистость не победила жажду демонстративного потребления, так свойственную нашему бизнес-сообществу.
Ценник у таких столичных компаний — плюс ноль к челябинским расценкам. То есть в десять раз дороже.
А потом начинается самое интересное: москвичи начинают звонить местным архитекторам, проектировщикам, девелоперам: «Ребята, у нас появился в Челябинске объект, нам нужен local partner. Могли бы вы взять на себя ту или эту часть». Могли бы, конечно.
И вам в жизни никто не признается публично, кто на самом деле спроектировал тот или этот ТРК. Все красиво упаковывается в фирменную московскую историю. Потому что уровень тульского пряника в упаковке от Артемия Лебедева не чета просто тульскому прянику.
Проект жилого квартала «1736» (artlebedev.ru)
Примеры приводить не буду. Они есть, но информация закрыта. Этот сценарий проигрывается регулярно. Вот, пожалуй, хороший пример: ребята из Екатеринбурга разрабатывали концепцию нашего конгресс-холла «Крылья» за 10 миллионов рублей. А мы делали для Екатеринбурга аналитику всех сегментов рынка, примерно за 300 тысяч рублей: у нас статистические наблюдения за рынком с 2014 года, им просто негде взять такой массив данных.
«Вы что, Ни, не могли сами принять участие в конкурсе на проектирование, что ли?» — спросила меня следователь, когда я давал показания в рамках уголовного дела по строительству конгресс-холла в качестве свидетеля.
Не мог. Я знать о нем не знал. Эту информацию сообщают, видимо, строго «кому нужно». Аналогичная история была с конкурсом на соучастное проектирование, скажем, парка Гагарина, о нем тоже никто ничего не слышал. DevelopmentPro выиграл — и что? Идеи нарисовали, фишки повтыкали, отчет отправили, деньги получили. Это к вопросу об открытых конкурсах.
Заказ проектирования жилого квартала в Челябинске дизайнеру Артемию Лебедеву — из той же серии: столичные имена действуют гипнотически на челябинских предпринимателей. Кто такой Артемий Лебедев в мире архитектуры? Никто. В мире дизайна — да, все понятно. Но архитектурных проектов у него нет.
Я наблюдаю за архитектурными студиями-компаниями России, которые сейчас на слуху: Т+Т Architects Сергея Труханова, архитектурная группа DNK Константина Ходнева, «Моспроект-5» Сергея Ткаченко, архитектурное объединение «SPeeCH» Сергея Чобана. С Трухановым и Ткаченко мы сотрудничали. Это звезды, лауреаты профессиональных конкурсов и премий, авторы самых амбициозных и ярких проектов последних лет: интерьер новой штаб-квартиры Сбербанка, проект застройки Иннополиса, дизайнерский бизнес-центр «Нео Гео», проект развития «Севкабель Порт» в Питере…
Проект жилого квартала «1736» (artlebedev.ru)
Если бы местный бизнес обратился к ведущим компаниям на рынке, я бы понял и искренне обрадовался, что в Челябинске появится архитектурный объект культурного наследия, которому не надо ждать этого статуса сто лет.
Да и среди местных компаний есть весьма достойные: архитектурная компания «Эшер», «Арх-дизайн» Владимира Зеленко («Аркаим Плаза» и GreenPlex), «ЮК-студия» Натальи Кремянской (ее последний проект — «Союзпищепром» на Свердловском проспекте, совершенно космический), есть талантливый Дмитрий Ступин, правда, уже в Екатеринбурге. Есть великолепные архитекторы Казаковы, выходцы из Челябинска, сейчас в Москве, — они авторы реконструкции Челябинского ТЮЗа. Словом, у нас есть истинные творцы, талантливые художники.
Дело тут не в предпочтении московских партнеров местным, а в профессионализме и компетенциях. Это рынок.
Выбор, который пал на Лебедева, я ничем не могу объяснить, кроме того, что это гарантированный, без примесей пиар и желание продемонстрировать местным элитам, что мы тут не лыком шиты и предпочитаем употреблять товары и услуги исключительно класса люкс.
Да, Лебедев, в этом ряду, безусловно. Но при чем тут проектирование жилого квартала? Для пиара можно и Бузову пригласить.
*Мнение автора колонки может не совпадать с мнением редакции